РЕНЕ ДЕКАРТ — 2
Учеба в Ла Флеше не прошла даром. Декарт не был бойцом и беспокоился, чтобы не накликать гнев отцов католиков, иезуитов и протестантов. Хотя он не нашёл тихой жизни и в протестантской Голландии. Более 8 лет не прекращался конфликт Декарта с голландскими протестантами. Некоторые из них требовали сжечь книги французского ученого и выселить его из страны. Действительно, из системы взглядов Декарта (картезианской философии, теоретической основой которой было учение Декарта; от латинизированного имени его – Картезиус происходит и название этого направления философии) следовали материалистические, в частности атеистические, выводы.
В 1644 и 1647 годах ученый дважды посетил родину. Во время второй поездки он встретился с Блезом Паскалем, отрывок из небольшого трактата которого «Опыт о конических сечениях» он когда-то принял достаточно холодно, а теперь высоко оценил талант молодого ученого, который подтверждал наличие атмосферного давления (опыт Торричелли). Дискуссия между паскалем и Декартом о пустоте, которой якобы боится природа, окончилась в пользу Паскаля.
31 января 1648 года французское правительство назначило Декарту за научные открытия значительную пенсию. Однако надежды ученого на материальную поддержку правительства Франции не сбылись.
Неспокойная политическая ситуация в Париже так испугала Декарта, что он немедленно и в этот раз навсегда покинул Францию. Пришлось возвращаться в Голландию, где тоже не было покоя. Поэтому ученый принял приглашение шведской королевы Кристины. Он долго колебался и с тревогою 31 августа 1649 года отправился на север. Тревожные предчувствия оправдались. Шведской королеве ученый тоже был нужен, прежде всего как уникум научного мира. Жизнь в Стокгольме окончательно нарушила его установившийся ритм работы и распорядок дня.
Королева назначала занятия с философом на 5 утра. Через весь город ученый должен был в холодной карете ездить в царский дворец. Зима в том году особенно свирепствовала, и ученый скоро простудился. Болезнь быстро прогрессировала, и на девятый день Декарта не стало. Поскольку в Стокгольме не было католического кладбища, могилу выбрали там, где хоронили бездомных и некрещенных детей.
Декарт был разносторонним ученым. Много внимания он уделил разработке разных философских проблем, в частности теории познания. Систематично применяя свой механико-математический метод, ученый решил и конкретные задачи в разных разделах природоведения. Его научное наследство посвящено исследованиям по стольким вопросам, что даже в специальных работах чаще всего рассматривают какое-то одно направление его творчества: в философии, физике, биологии, астрономии или математике.
Мировоззрение Декарта было дуалистичным – двоистым. Он признавал существование двух самостоятельных субстанций – материи и духа; считал, что идеализм исходный пункт для объяснения достоверности науки. Но в его мировоззрении была и иная, противоположная тенденция – материалистическая. В частности, в физике он стоял на позициях механистического материализма – считал, что все явления природы принципиально сводятся к перемещению частиц материи. Как отметил Паскаль, Декарт «дал богу щелчок по носу», заставив его привести Вселенную в движение, а потом во всей своей философии обошелся без него.
Ученый распространил свой механистичный принцип на живую природу и сделал попытку показать ее в развитии. В частности, материалистичным было учение Декарта о рефлексе как основном акте деятельности нервной системы, зависимость психического от физического. Выдающийся советский физиолог лауреат Нобелевской премии И.П.Павлов ()1849-1936) высоко ценил исследования Декарта по физиологии. По его просьбе в Колтушах возле лаборатории великого физиолога был поставлен бюст Декарта.
Закономерно, что церковники не простили Декарту решение важнейших проблем природоведения с материалистических позиций. В 1663 году его работы были занесены Ватиканом в индекс запрещенных книжек. Там они стали в один ряд с произведениями Коперника, Джордано Бруно, Кеплера, Галилея. Автор, который всю жизнь стремился доказать верность католицизму, не достиг цели. Ученый победил в нем верующего.
Декарту принадлежат открытия и в отрасли физики. Он сделал вывод, что наилучшая форма линз для исправления сферичной аберрации гиперболическая; первым объяснил причину и механизм сотворения радуги; занимался теорией машин и механизмов, в частности задачей о маятнике, теорией удара, проблемами космогонии.
Математические исследования ученого были частью разрабатываемого им метода исследования пространственных фигур в их взаимодействии и взаимосвязях.
Ученый разделял веру передовых ученых XVII ст. во всемогущество математического метода как универсального орудия решения любых задач.
Огромная заслуга Декарта в том, что он предусмотрел и сделал большой вклад в создание этого метода. Он писал: «… должна существовать некоторая общая наука, которая объясняет все, что касается порядка и меры, не вдаваяясь в исследования никаких отдельных предметов, и эта наука должна называться … именем общей математики, потому что она содержит в себе все то, благодаря чему другие науки называются частями математики».