Дали озера Плещеева-3
В августе 1692 года состоялся и первый парад русской флотилии. В нем учавствовало более ста различных судов. Среди них были и тридцатипушечные «Марс» и «Анна». Представьте себе такую картину: фрегаты, галеры, яхты под флагами на полных парусах палят из пушек, совершают сложные маневры, высаживают десанты…
— Жаль, не сохранили суда, — срывается у меня.
— не сохранили? Да их уже при Петре I не уберегли. Проезжал он спустя тридцать лет через Переславль, увидел полуразрушенные суда своей «потешной» флотилии, за голову взялся. И учинил воеводам города указ. Можно сказать, первый законодательный документ об охране памятников истории в России. «Надлежит вам, — писал он, — беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ».
А дальше что? Построили на реке Трубеж навесы, свезли 87 полусгнивших кораблей. Спустя одиннадцать лет – пожар. Сгорела часть города, сгорели и суда. Уцелела лишь «Фортуна». 1 августа 1803 года на горе Гремяч был открыт музей.
Остались и свидетельства рождения первых кораблей на Руси: чаны для варки смолы, колья для палаток, канаты, корабельные блоки, мачты, рули, оружие. Право, если бы и не было этих свидетельств старины глубокой, дошедших до нас, Плещеево озеро стоило бы посетить и поклониться величию русского человека. Стоило побывать и в музее, где еще глубже начинаешь чувствовать связь времен и поколений.
— С тех пор, — продолжает Владимир Иванович, — переславцы тесно связаны с морем. Сотни их служили матросами и офицерами военного флота. Это адмирал Спиридов, разгромивший в 1770 году турецкий флот в Чесменской бухте. Это контр-адмирал Павлишин. В 1790 году он отличился в сражениях со шведским флотом под Выборгом и Красной горкой. Среди героев легендарного крейсера «Варяг» были также наши земляки. Многие матросы прославились на фронтах гражданской и Отечественной войн.
Наша короткая встреча подходила к концу. Владимир Иванович, зябко кутаясь при порывах ветра и дождя, смотрел на озеро.
— При оном же городе, — цитировал он, — имеется озеро, называемое Плещино, длиной 8, шириною 7 верст… на котором император Петр Великий строил свои суда.
Владимир Иванович замолчал. В шум дождя и ветра ворвалась частая дробь моторных лодок и звук приближающегося автобуса.
А. Анисенков. Газета «Водный транспорт», прошлый век.
В каждом городе вода имеет свой вкус, и отличается по разным параметрам, таким, например, как жесткость. Когда я жила в Скадовске, то хорошо помню, что вода имела привкус водорослей, по крайней мере, мне так казалось. Даже в разных районах большого мегаполиса вода может подаваться из различных источников. В конце концов, к вкусу воды можно привыкнуть, а вот чтобы улучшить свойства самой жизненно необходимой жидкости приходится прибегать к разным средствам. Проще всего и быстрее установить фильтры умягчения воды, что ни говори а прогресс идет вперед.