Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Драма у берегов Новой Голландии

Автор Admin Опубликовано: Март - 10 - 2012

Драма у берегов Новой Голландии

         Из многих сотен кораблекрушений, случившихся у берегов Австралии, ни одно, пожалуй, не было отмечено печатью столь ужасной и кровавой драмы, как гибель голландского купеческого судна «Батавия» три с половиной века назад.

         «Батавия» под командованием капитана Франсиса Пелсарта покинула Голландию в октябре 1628 года в составе целой флотилии кораблей, направлявшихся к владениям Голландской Ост-Индийской компании. На борту судна находились 316 пассажиров – членов экипажа и солдат. Последние были отряжены в Багавию (так голландцы именовали Джакарту) для несения там гарнизонной службы. В трюмах «Батавии» было размещено 600 тонн груза, в том числе 12 ящиков серебра стоимостью четверть миллиона гульденов и бесценный сундук с драгоценностями.

         Капризная погода рассеяла корабли флотилии по морям и океанам, поэтому при выходе из Капстада (голландское название теперешнего Кейптауна) перед последним переходом к пункту своего назначения «Батавия» оказалась в одиночестве. Капитану Пелсарту было совсем невдомек, что часть команды, подстрекаемая суперкарго Иеронимусом Корнелисом, сговорилась взбунтоваться, захватить перевозимые на судне сокровища и, убив непокорных, заняться пиратством. Но неожиданно планы заговорщиков сорвались…

         В ночь на 4 июня 1629 года «Батавия», находившаяся в районе Скал Хаутмен – очень опасной для судоходства группы островков и коралловых рифов – примерно в 40 милях от западного побережья Австралии (напротив теперешнего города Джералдтон), наскочила на риф. Прошла ночь, полная хаоса и смятения. На рассвете потерпевшие бедствие увидали поблизости два небольших островка, и большинству удалось перебраться на сушу. Им посчастливилось спасти провизию с обреченной «Батавии», но остро ощущалась нехватка пресной воды, а на островках ее на первых порах не обнаружили. Поэтому Пелсарт с несколькими моряками сел в шлюпку и отправился на материк искать питьевую воду.

         Для европейских мореплавателей 350 лет назад существование пятой части света являлось скорее догадкой, нежели достоверным фактом. Тасману, Дампиру, Куку и другим путешественникам еще предстояло сделать свои открытия и исследовать этот континент, пока еще мало кому известный, под забытым теперь названием  Новая Голландия. Не мудрено поэтому, что в ходе десятидневного поиска членам экспедиции Пелсарта с трудом удалось обеспечить лишь самих себя солоноватой, едва пригодной для питья водой. Они находились уже в 400 милях от своих товарищей по бедствию и решили, что возвращаться без воды к месту гибели судна бессмысленно, гораздо целесообразнее добраться до Явы. После длительного, полного лишений и опасностей путешествия в небольшой шлюпке они прибыли-таки в Батавию. Там голландские власти выделили Пелсарту яхту «Сардан» для возвращения к берегам Австралии и спасения людей с «Батавии», если кто-нибудь из них еще остался в живых.

         Тем временем дождь и источники пресной воды, в конце концов, обнаруженные на обоих островках, спасли потерпевших. Однако разбойничьи действия Корнелиса и других заговорщиков намного сократили число спасшихся с «Батавии». Отъезд капитана Пелсарта развязал руки суперкарго и его сообщникам, которые, наконец, дали волю своим кровожадным инстинктам. Начался дикий разгул бесчинств и насилия, приведший к гибели 125 человек, в том числе женщин и детей.

         Наиболее решительный отпор бунтовщикам оказала группа солдат-наемников во главе с неким Хайесом, обособившаяся на островке, где было достаточно пресной воды и в изобилии водились птицы, небольшие кенгуру и тюлени, служившие пропитанием. Конелис пытался найти среди них предателей и внести раскол в эту группу сторонников правопорядка, но в конце концов сам попался на их хитрость и был ими схвачен.

         16 сентября на горизонте показалась яхта «Сардан», и мятежники задумали овладеть ею. Но Хайес окончательно разрушил их планы, вовремя предупредив Пелсарта о готовящемся нападении: поэтому первое, что увидели мятежники, когда приблизились к борту «Сардана», — это направленное на них жерло пушки и дымящийся фитиль в руке канонира. Им ничего не оставалось, как сдаться без боя.

         Тут же состоялся суд над неудавшимися пиратами. Приговоры были вынесены и приведены в исполнение в соответствии с суровыми обычаями того времени.

         Традиционно считалось, что «Батавия» затонула в южной части Скал Хаутмен (эти островки имеют и другое, португальское название — Аброльос), но вот в 1948 году австралийской писательнице Хенриетте Дрейк-Броукман, проделавшей большую исследовательскую работу по выяснению судьбы этого судна (она писала тогда посвященный событиям на «Батавии» роман «Нечестивцы и праведники», вышедший в 1957 году), удалось отыскать в архиве Гааги подлинный дневник Пелсарта.

         После изучения этого документа писательница объявила в печати, что место гибели «Батавии» находится ближе к северной оконечности Скал Хаутмен. Это ее открытие было подтверждено аквалангистами-энтузиастами подводной археологии, которым в августе 1963 года удалось обнаружить останки «Батавии». Среди них аквалангисты разыскали и подняли с морского дна много предметов, имеющих историческую ценность, например, астролябию, тип которой до той поры не был зарегистрирован в каталогах музеев мира.

 

Г. Дмитриев. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

Написать комментарий