Эти странные легенды (часть третья)
3. Каменная западня
В настоящее время все большее количество старых (и не старых тоже!) судов отправляется на слом на верфи Японии и Тайваня. Это не только танкеры, но и сухогрузы и пассажирские суда. Большинство из них идет на буксире, и некоторые фирмы «делают» свой бизнес именно на буксировке. Но, как и во всяком бизнесе, возможны риск и убытки.
В 1976 году тайванская фирма, занимающаяся разделкой судов на металлолом, приобрела два крупнотоннажных танкера – «Ромелиа» и «Антиполис». Буксировку предстояло осуществить мощному японскому буксиру «Кайо-мару-2» из греческого порта Пирей вокруг мыса Доброй Надежды, через Индийский океан, Малаккский пролив и Южно-Китайское море в порт Цзилун.
Хотя рейс был весьма протяженным и опасным, буксировку столь больших судов было решено вести только одним буксиром – благо он уже совершал такие операции. Владельцев не пугали ни рифы, ни мели. Впрочем, они ни чем не рисковали – покупка была застрахована, а команда «Кайо-мару-2» должна была заботиться о себе сама.
Громоздкий караван благополучно, хотя и со многими приключениями, проделал огромный путь и уже приближался к мысу Доброй Надежды, но тут на него обрушился шторм, и история «Сан-Паулу» повторилась. Сначала танкеры-смертники попытались утопить буксировщик, затем затеяли друг с другом опасную игру, то сближаясь, то норовя столкнуться друг с другом, а затем стали тащить буксировщик на скалы.
Ни отчаянный форсаж двигателей, ни маневрирование – ничто не помогло. Трехмесячная буксировка закончилась трагически. Сначала «Ромелиа», а затем «Антиполис» оказались на скалах. «Кайо-мару-2» в последние минуты буквально чудом избежал этой участи. Вызванный на помощь буксир-спасатель «Ворлаад Вольтмейд» пытался оттянуть «Антиполис» от рифов, но сам угодил на камни.
Поврежденный спасатель сумел кое-как добраться до порта, а оба танкера-смертника так и остались на рифах, точно предпочтя удары океанских волн жаркому пламени резаков.
Капитан «Ворлаада Вольтмейда» впоследствии серьезно утверждал, что танкер буквально тащил буксир на камни, и можно было подумать, что на его борту находились люди, специально старавшиеся погубить нас…
Ю. Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.
Легко читать о таких приключениях на теплой лежанке, сидя у горячей печки зимой, как эта, и чувствовать себя в безопасности…