Гибель лайнера «Волтурно»-2
В то время, когда Барр пытался помочь горящему лайнеру, оба радиотелеграфиста продолжали обмениваться радиограммами своих капитанов. Около 16 часов Молтби сообщил Седдону, что его передачи как-то странно прерываются. Седдон вышел из радиорубки и увидел, что обгоревшая оснастка фок-мачты оборвалась и раздуваемая ветром касается антенны и заземляет ее. Исправить повреждение вызвался второй помощник капитана. Он забрался на мачту в клубах густого дыма, довольно быстро убрал оборванные снасти, но при спуске обратно сорвался с высоты 6 метров на палубу, к счастью, не получив серьезных травм. После восстановления связи Седдон передал на «Карманию» просьбу капитана Инча поискать две унесенные волнами шлюпки с людьми. Отправившаяся на их поиски «Кармания» не успела пройти и пяти миль, как с «Волтурно» была получена телеграмма: «Возвращайтесь как можно быстрее. Обшивка корпуса вспучилась. Можем пойти на дно в любую минуту». Вернувшись к «Волтурно», «Кармания» зашла к нему с наветренной стороны. С нее были спущены шесть спасательных плотов на тросах чтобы, пользуясь ветром, подвести их к борту «Волтурно». Но тросы оборвались, и плоты унесло в океан.
Исчерпав все возможности спасения людей, капитан Барр решил отойти от гибнущего лайнера и присоединиться к другим прибывшим на место аварии судам. До наступления темноты к охваченному пламенем «Волтурно» их подошло восемь: два германских лайнера – «Зейдлиц» и «Гроссер курфюст», лайнер «Миннеаполис» компании «Атлантик транспорт лайн», лайнер «Девониан» компании «Лейланд», российский грузовой пароход «Царь» и еще три грузовых. Экипажи и пассажиры этих судов с ужасом наблюдали за происходящим.
Радист «Кармании» Молтби написал позже в своем рапорте: «Это было одно из самых разрывающих душу зрелищ, которые мне пришлось когда-либо видеть. «Волтурно» казался нам сплошной массой огня, окруженной другими судами, которые ничем помочь не могли. Не только женщины, но и мужчины на нашем судне не могли удержать слез».
Огонь проник в машинное отделение лайнера. Электрогенераторы и насосы остановились. Седдон поддерживал связь на аварийном питании от аккумуляторов. К полуночи жара в радиорубке стала невыносимой. Перед тем как покинуть ее, Седдон послал последнюю отчаянную телеграмму: «Держаться больше не можем. Нельзя ли что-нибудь сделать, чтобы помочь нам?»
Тогда капитан «Кармании» Барр решился на смелый шаг. Он приказал телеграфисту запросить, нет ли поблизости танкера с грузом. Возникшая у него идея заключалась в том, чтобы с помощью выпущенной нефти ослабить волнение, и дать шанс спасательным шлюпкам подойти к борту «Волтурно». Вскоре откликнулся груженный смазочным маслом танкер «Наррагансетт» англо-американской нефтяной компании. Он прибыл в 5 часов утра на следующий день, когда ветер немного ослабел. Зайдя с наветренной стороны, танкер начал откачивать свой груз в бушующий океан. Само по себе это было рискованной операцией, так как масло могло загореться и полностью отрезать доступ к «Волтурно». Впрочем, если бы это и произошло, положение было настолько отчаянным, что ничто не могло еще более его ухудшить.
Однако риск оправдался. Покрытые тонкой масляной пленкой штормовые волны стали больше походить на крупную зыбь. Спущенные с девяти судов спасательные шлюпки смогли подойти к корме «Волтурно» и благополучно снять 521 человека, то есть всех, кто оставался к этому времени на борту лайнера.
Поиски двух унесенных в океан шлюпок оказались безуспешными. Они исчезли бесследно, и, находившиеся в них вместе с жертвами пожара или не спасшимися из разбившихся четырех шлюпок составили список 150 погибших пассажиров и членов экипажа «Волтурно». Вскоре после эвакуации людей охваченный пламенем и покинутый людьми лайнер поглотила океанская пучина.
То, что оставшиеся в живых не разделили судьбы других несчастных, было результатом проявления хорошей морской практики и организаторских способностей капитана «Кармании» Бара и смелости капитана «Наррагансетта», откликнувшегося на призыв о помощи. Не менее важную роль сыграла и радиосвязь, точнее, тот кажущийся нам сейчас примитивным беспроволочный телеграф, только начинавший внедряться на флоте и положивший начало современным высокоэффективным и разнообразным средствам связи и навигации.
Е. Иванов. Газета «Водный транспорт», прошлый век.