4. Кальмар атакует
Гости из бездны (часть четвертая). В декабре 1946 года солидный норвежский журнал «Природа» опубликовал сообщение Арне Грённингзетера, капитана танкера «Брунсвик» водоизмещением 15 тысяч тонн и длиной 158 метров:
«Мы находились 3 ноября 1945 года в Тихом океане вблизи островов Феникс, идя рейсом на Сидней. Было 13 часов 40 минут. Я находился на ходовом мостике. В рубке были мой второй помощник, рулевой и вахтенный матрос. Стояла отлична погода, видимость – превосходная.
Неожиданно из глубины появился кальмар длиной более 20 метров. Он быстро стал обгонять танкер, шедший со скоростью 12 узлов. Скорость кальмара мы определили в 24-25 узлов! Некоторое время он шел параллельным курсом на расстоянии приблизительно в 30 метров от нашего левого борта. Затем, резко увеличив скорость, описал полукруг, обойдя корабль перед самым форштевнем, и стремительно бросился в атаку.
Пытаясь удержаться, кальмар обхватывал корпус щупальцами;
некоторые из них, толстые, как 8-9-дюймовый нефтепровод, дотянулись до верхней палубы.
Соскальзывая вдоль танкера к корме, кальмар попал под винт, который и нанес ему смертельную рану.
Через два часа мы подверглись новому нападению трех гигантских кальмаров. Все атаки совершались по тому же приему: чудовища бросались на носовую часть корабля, стараясь прокусить обшивку приблизительно в том месте, где у кашалота, извечного врага кальмаров, находится головной мозг…».
Анализируя поведение кальмаров, к другому выводу прийти нельзя: они приняли танкер за большого кашалота.
В 1937 году было сообщено о нападении шестиметрового кальмара на японское рыбацкое судно, которое погибло. Тогда это сообщение посчитали газетной «уткой». Однако доклад капитана Шимса с теплохода «Раамонг», сделанный им в июле 1968 года, опровергает мнения скептиков.
…Небольшой теплоход совершал обычный рейс на острова Фиджи. В розовой утренней дымке вставали сиреневые контуры главного острова архипелага – Вити-Лееву. Внимание вахтенного привлекли чайки, кружившие над какой-то темной массой в двух кабельтовых по левому борту. Полагая, что это остатки корабля, потерпевшего крушение, капитан изменил курс. Привлеченные зрелищем пассажиры и почти весь экипаж столпились на палубе.
Вдруг неизвестный предмет ожил.
Растерявшийся штурман запоздал с командой «самый полный назад» — теплоход подошел вплотную, и навстречу ему метнулись толстые щупальца. При виде усаженной присосками «змеи», вползавшей на борт, люди бросились к надстройкам… Второе щупальце попыталось уцепиться за ванты фок-мачты, но вместе с первым сорвалось в воду.
«Раамонг», навалившись на чудовище правым бортом, содрогался – исполинское тело ворочалось под ним, щупальца шевелились в воде… Затем судно развернулось кормой, и винт располосовал бурую тушу. Из нескольких ран хлынула голубая кровь – у кальмаров она содержит не гемоглобин, а богатый медью гемоцианин, что и придает ей такой цвет. Три сердца обеспечивают циркуляцию крови: два прокачивают через жабры, одно – гонит ее по телу.
Еще раз вскинулись у борта грозные щупальца, и страшный гость стал быстро погружаться, оставив на поверхности слизь и расплывающееся голубое пятно.
— Это было хуже, чем, наверное, сам дьявол! – заявил капитан. – Не дай бог повстречаться с подобным кальмаром в шлюпке или на плоту!..
Оказывается, были люди, испытавшие такую встречу!
Ю. Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.