Груз торопит
Конструкции корпусов скоростных лайнеров отличаются большими парными или тройными люками, занимающими три четверти ширины судна. Палубы в обычном понимании у них нет. Груз размещается на стальных крышках люков, которые часто устанавливаются «вгладь» — без комингса. Раньше они открывались и закрывались с помощью судовой лебедки, а сейчас автоматически – из центрального пульта управления гидроприводом.
На грузовых скороходах имеются один-два рефрижераторных трюма и система принудительной вентиляции, а в остальных трюмах иногда располагают климатические установки. Все это позволяет перевозить скоропортящиеся грузы, фрахт которых в 3-5 раз больше нормы.
Для разгрузки скоростного судна на палубе устанавливаются электрические или электрогидравлические краны. Для того, чтобы обеспечить погрузку тяжеловесов, нередко используют парную работу кранов с балкой-балансиром. Несмотря на большую ширину люков и мощные краны погрузка обычным методом занимает очень много времени. Ведь крановщику приходится много раз поворачиваться, прицеливаться, заполняя грузом трюмы.
Для убыстрения погрузки и выгрузки вначале применяли пакетирование грузов. Мешки и тюки обвязывали лентами из стали или пластика, образуя один пакет, вес которого не должен был превышать подъемную силу крана. Но его нелегко захватить краном. Необходимо было укладывать доски, чтобы отделить один пакет от другого. Поэтому мешки стали укладывать на поддоны – двойные щиты из досок. При этом расстояние между верхними и нижними досками равно толщине вил автопогрузчика. Груз на поддоне легко поднимает автопогрузчик или кран. Однако он не защищен от дождя, снега и механических повреждений. Поэтому в последнее время широкое распространение на морском транспорте получили перевозки в контейнерах.
Стандартный морской контейнер – это прямоугольный ящик, чаще всего размерами 6,1х2,44х2,44 метра. Ребра его выполнены из прочных стальных балок, а грани – из гофрированного стального или алюминиевого листа. В торце расположена двухстворчатая дверь из такого же листа. Прочность ребер позволяет ставить в штабель 7-8 ярусов контейнеров. Для перевозки специальных грузов используют конструкции двойной длины, с сетчатыми или термоизолированными стенками и другие.
В контейнерах сейчас перевозят все – металлы, апельсины, фотоаппараты, живой скот. Широким ассортиментом представлены на морском транспорте контейнеры для перевозки охлажденного груза. Среди них – конструкции, подключаемые к судовой сети охлажденного воздуха, или же имеющие собственный холодильный агрегат. Кроме этого, используют контейнеры, имеющие автоматическую холодильную установку с индивидуальным двигателем, которая включается при перевозках их по суше.
О размахе современных контейнерных перевозок свидетельствуют такие факты: в 1972 году через порты мира прошло свыше 100 миллионов тонн контейнерных грузов, размещенных в более чем 9 миллионах контейнеров.
«Чудо-ящики» открывают широкие возможности для перевозок «от двери до двери»: от фабричного склада до заказчика.
Такие перевозки выгодны и морякам, так как позволяют ликвидировать простои при погрузочно-разгрузочных работах. Так, на линии Ленинград-Лондон рейсооборот судна-контейнеровоза составляет 13,6 суток вместо 30 суток в прошлом.
Однако не все сухогрузы приспособлены для перевозки контейнеров, так как их можно размещать только в просвете люка, а это означает, что «подпалубные карманы» остаются незаполненными. Перевозка на палубе также не всегда удобна: мешают судовые краны и грузовые стрелы.
Все это послужило толчком для интенсивного строительства специализированных судов-контейнеровозов. Они подразделяются на две группы: небольшие суда, перевозящие контейнеры из мелких портов в более крупные, и скоростные гиганты, связывающие континенты. Естественно, для ритмичной работы на линию необходимо поставить несколько однотипных судов.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.