Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Клады на дне моря-5

Автор Admin Опубликовано: Март - 18 - 2012

Клады на дне моря-5

         Создалась опасная ситуация: мина с каждой минутой все ближе подходила к «Клаймору». Огромное мужество, выдержка и сила воли требовались спасателям, прежде чем они освободились от зловещего груза. Мину присоединили к стальному тросу тральщика и, оттащив от «Клаймора», взорвали.

         Поиск «Ниагары» продолжался около двух месяцев. И вот 31 января 1941 года вновь появилась надежда: трал зацепил за что-то большое. Было также определено, что прилившая к этому «большому» краска соответствует применяемой для окраски судов.

         Старший водолаз Джонсон, спустившийся в камере на дно, заявил, что перед ним «Ниагара». Спасатели торжествовали: найти за столь рекордный срок затонувшее судно, не зная точных координат его гибели, — это уже само по себе было огромным успехом. Достаточно сказать, что на поиск парохода «Египет», затонувшего на глубине 120 метров, итальянцы затратили два сезона.

         Капитана Вильямса особенно не беспокоила чрезмерная глубина для выполнения намеченной им операции. Он твердо решил поднять золото из сейфов погибшей «Ниагары». В его распоряжении были квалифицированная команда, опытные водолазы и обзорная подводная камера. Все это вселяло веру в успех.

         Обследование показало, что лайнер лежит на борту с креном в 70 градусов.

         При очередном спуске водолаз, осматривая палубы «Ниагары» и намечая пути возможного подхода к бронированной каюте с золотом, вдруг почувствовал действие какой-то необъяснимой силы. Камера, в которой он находился, внезапно легла горизонтально, и ее потащило через погибшее судно. Только благодаря счастливой случайности она не зацепилась за судно. Оказалось, что оборвались якорные цепи, удерживающие «Клаймор» над затонувшим судном. Наверху было сделано все для быстрого подъема камеры с водолазом. Это спасло его, ибо линии жизнеобеспечения были нарушены.

         Как только был намечен путь к месту нахождения золота, спасатели изготовили модель этой части судна для лучшей ориентации и определения мест закладки взрывчатых зарядов.

         Это была сложная, даже ювелирная работа. Водолаз из наблюдательной камеры руководил закладкой заряда, спускаемого с борта «Клаймора», и удалением обломков «Ниагары» из прохода, создаваемого после взрыва. Был риск, что чрезмерный по мощности заряд может разрушить помещение, и золото провалится в нижнюю часть судна, откуда его нельзя будет достать.

         Наконец наступил ответственный момент – проход достиг стальной двери, за ней находилось золото; общий вес его составлял восемь тонн. Расчеты заряда необходимой мощности и укладки взрывчатки заняли много времени, потребовали большого труда от водолазов. В конце сентября дверь взорвали, но только в ноябре ее удалось поднять на поверхность, а водолазам воочию увидеть золото.

         Грейфер много дней подряд спускали в образовавшийся пролом. Однако вытаскивал он лишь хлам, мебель, судовые предметы. Надежды  возникали, когда грейфер шел вверх, и гасли, когда в его пасти оказывались только судовые обломки.

         13 октября 1941 года грейфер поднял первый ящик со слитками золота. Началась настоящая охота за сокровищами. Руководитель операции, поддерживая непосредственную телефонную связь с водолазом, манипулировал работой грейфера. Матросы на лебедках прилагали большие усилия, чтобы точно выполнить указания. Это была бесконечная игра с грейфером: подъем, спуск, подъем… Иногда попадалось по два ящика со слитками.

         Регулярно золото начали поднимать с 6 ноября – на 25-й день после его обнаружения. В этот день была поднята на поверхность знаменитая стальная дверь и вслед за ней золото на сумму в 800000 английских фунтов. 11 ноября за шесть часов было поднято 92 слитка на сумму 390000 фунтов. Через восемь дней подняли 89 слитков и 20 ноября выудили еще 48. Палуба в каюте Вильямса на «Клайморе» была выложена слитками золота.

         Никогда до этого в истории спасательных операций золото в таких масштабах, не было поднято за столь короткий срок. За 37 дней экспедиция, руководимая капитаном Вильямсом, подняла со дна моря золота на сумму более 2 миллионов фунтов стерлингов. Наконец количество поднятых слитков составило 552, остались ненайденными 38. Водолаз, почти «находясь» в каюте «Ниагары», видел ящик с золотом, лежащий у стенок переборки, где его не мог захватить грейфер. И все же усилиями спасателей эти «трудные» ящики впоследствии оказались на палубе «Клаймора».

         11 месяцев и 3 недели экипаж выполнял операцию, установив рекорд в спасательных работах такого рода.

         Спустя пару недель после возвращения в порт «Клаймор» чуть не затонул у причала из-за проржавевшей обшивки. Подобно капитану и экипажу, судно тоже хорошо поработало…

         В течение почти года капитан Вильямс и его экипаж, рискуя жизнью, работали среди минных полей, в которых тральщики взорвали не один десяток мин. Благодаря своему искусству и мужеству моряки подняли со дна моря золота на сумму 2360000 фунтов стерлингов.

         Клады на дне морей и до сих пор будоражат воображение многих охотников за сокровищами, порой не представляющих, какой труд спасателей связан с подобными операциями.

 

П. Елисеев, Л. Еремин. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

Написать комментарий