Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Корабли идут сквозь «минибури»

Автор Admin Опубликовано: Август - 16 - 2013

Корабли идут сквозь «минибури»

         Подгоняемая волнами, движется по воде флотилия – каждый кораблик можно свободно перенести в другой конец бассейна либо отнести в мастерскую с просьбой сделать более обтекаемым нос или приподнять корму. Игрушки? Забавы? Но почему так серьезны люди, окружившие бассейн, почему с таким вниманием изучают они рулоны лент, снятые с приборов самописцев, вычертивших на бумаге каждый миллиметр движения кораблика по поверхности воды?

         Испытания – один из важных моментов в судостроении. Только в лабораторном или опытовом бассейне можно получить ответ на вопрос: удачны ли обводы корпуса судна? Какой мощности понадобятся машины, способные обеспечить высокую скорость лайнера?

         Моделирование и испытание позволяют ученым, инженерам установить связь между теорией и практикой. История свидетельствует, что модели начали строить еще на заре судостроения. Каменный кораблик найден в пещерах острова Пасхи, деревянный – у фундамента египетской пирамиды. Модели давали лишь внешнее представление о будущем судне, но не могли ответить на самые главные вопросы: как поведет себя в море настоящий корабль и какова будет его скорость? Ответы давали только натурные испытания, а они порой заканчивались весьма плачевно. Примером может служить история гибели английского броненосца «Кэптен», построенного в 1870 году. К тому времени ученые кораблестроители В. Фруд и В. Рид уже создали теорию моделирования кораблей. Основываясь на ней, В. Рид изучил поведение модели «Кэптен» и предупредил английское адмиралтейство о том, что броненосец опрокинется даже при небольшой волне. Но заявление ученого не было рассмотрено лордами адмиралтейства. Результат оказался печальным. «Кэптен» вышел в море и перевернулся – в морской пучине погибло 523 человека.

         Александр Дюма не случайно вложил в уста одного из персонажей романа «Виконт де Бражелон» Кольбера слова: «На это золото я углублю гавани, я создам флот, который понесется к самым далеким народам, я  создам библиотеки и академии». Кольбер – историческая личность. Он был министром финансов Франции и в 1666 году выделил деньги на создание Академии наук, члены которой впервые сделали попытку научно обосновать выбор формы судна. До этого корабельные мастера руководствовались лишь интуицией и опытом своих предшественников. Они изготовляли уменьшенные копии будущих судов, руководствуясь лишь одной целью: показать внешний вид корабля до его постройки. Изящная резьба, восхитительное кружево снастей, удачное размещение мачт, люков, кают, пушек должны были привлекать заказчика. Конечно, и подводную часть судна мастер старался сделать похожей на ту, которая будет у его детища. Но окажется она будет удачной или нет – никто заранее не мог дать ответа.

         На это решились ученые. Через 11 лет после создания Академии появились трактаты о судах, в их числе – книга Дасье «Архитектура судов, содержащая способы конструировать оные».

         В Лувре и в Букингемском дворце – резиденциях французского и английского правительства – адмиралы, которые больше времени проводили при дворе, чем в море, высмеивали эти исследования. Они полагали, что ученые ничего не смыслят в кораблях, и деньги, «выброшенные» на академию, лучше было бы потратить на украшения, которые еще в большей степени подчеркнули бы величественную мощь королевских фрегатов.

         В бессмысленности рекомендаций ученых были убеждены и просоленные всеми морскими ветрами капитаны. Они не хотели признать за людьми, «не ходившими океаном в Америку или Индию», право судить о судах.

Но вот при Бичхеде французские корабли, построенные по расчетам академиков, разгромили противника. Они были быстроходней и маневренней. Подтвердились слова Кольбера о  том, что победу приносят не только мечи солдат, но и перья ученых.

Один за другим сходили со стапелей Тулона лучшие в мире суда. Если какое-либо из них попадало в плен к англичанам, то британские офицеры не гнушались ни лестью, ни подкупом, чтобы стать его капитаном.

К концу  XVII века относятся  и попытки создать теорию, которая объясняла бы свойства судов. Этим занимались выдающиеся ученые: И. Ньютон, Я. И И. Бернулли, Ж.-Л. д’Аламбер. Не оставалась в стороне и Россия. В 1749 году в Петербурге была выпущена книга Л. Эйлера: «Морская наука». Через 17 лет – «Полная теория конструирования и вождения корабля».

Однако расхождение между выводами ученых и поведением судов в море было весьма значительным. Повседневный опыт показывал, что различные формы подводной части – обводы – придают судам и разные мореходные качества. С 1763 года наметился еще один путь сближения теории и морской практики – исследования на моделях. Во Франции начали испытывать, как ведут себя в воде различные геометрические тела, а спустя 12 лет – и суда. Для этого был использован пруд длиною в 32 метра – первый в истории опытовый бассейн. На одном берегу пруда была установлена мачта с блоками наверху и у подножия. Модель размещалась у другого берега. Трос был протянут над водой от ее носа к нижнему блоку мачты, а у верхнего блока к нему был подвешен груз.

Когда модель отпускали, падающий груз тянул ее по поверхности пруда к мачте. Замеряя скорости разных моделей, ученые искали наилучшие обводы будущего судна. Это давало возможность определить, будет ли новый корабль лучше или хуже предшественника.

Успехи французских ученых заставили обратиться к изучению поведения моделей во многих странах мира. В Англии было организовано «Лондонское общество по усовершенствованию кораблей», которое в 1793-1798 годах провело испытания нескольких тысяч моделей. Некоторые из их были использованы при постройке парусных фрегатов.

         Еще больше нуждался в модельных испытания паровой флот. У пароходов скорость зависела от выбранной мощности машин.

 Продолжение следует…

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

razdelitel

Лишний раз убеждаюсь, как выгодно иметь у себя в доме всякие  нужные инструменты и станки. Конечно, если требуется сделать ремонт в квартире. Ну если умение владеть инструментом  является неотъемлемой частью хобби или основной работы, то тут уж сам Бог велел приобрести для этого все необходимое. Деревообрабатывающее и металлообрабатывающее, например настольный сверлильный станок, оборудование можно приобрести тут. Помню как очень удобно было сверлить дырки в толстых журналах, для последующей прошивки и опечатывания. Особенно когда это нужно делать часто и в большом количестве.

Написать комментарий