Моря потерянных кораблей-2
Только за последние 26 лет во время катастроф в районе «бермудского треугольника» погибло свыше 1000 человек. Статистика показывает, что наибольшее число несчастных случаев падает на послевоенные годы. Видимо, это связано с особенно быстрым развитием морского и воздушного сообщения в наши дни.
Исследователи «бермудского треугольника» уже давно обратили внимание и на другой загадочный район Мирового океана. Он находится юго-восточнее Японии, между Японией и островами Бонин и заслужил репутацию опасной зоны для кораблей и самолетов. Так же как и в «бермудском треугольнике», подводные извержения вулканов и другие явления природы могут объяснять таинственные происшествия, случающиеся здесь. Этот район, называемый еще «чертовым морем», пользуется, по крайней мере официально, даже худшей славой, чем «бермудский треугольник», поскольку он объявлен японским правительством опасной зоной. Эта мера была предпринята после того, как в 1955 году японские эксперты провели ряд исследований в этом районе.
«Бермудскому треугольнику» и «чертову морю» присуща одна общая закономерность: на 80-м градусе западной долготы, которая пересекает «бермудский треугольник» по его западной границе, магнитный и географический северные полюсы совпадают. 80-й меридиан западной долготы, проходя через полюс, изменяет свое обозначение и становится 150-м меридианом восточной долготы, который проходит с севера на юг мимо Японии, пересекая «чертово море» как раз посредине. В этой точке «чертова моря» стрелка компаса показывает одновременно на географический и на магнитный полюсы так же, как и в западной части «бермудского треугольника», в другом полушарии земного шара.
Продолжавшиеся исчезновения самолетов и судов послужили причиной того, что в 1955 году при поддержке японского правительства в этот район была направлена экспедиция, во время которой ученые должны были произвести различные измерения и эксперименты. С этой целью исследовательское судно «Кайё Мару №5» курсировало в «чертовом море». Экспедиция закончилась самым невероятным образом – судно вместе с экипажем и группой ученых бесследно исчезло.
Существование одного или нескольких районов в Мировом океане, где происходят загадочные происшествия, обусловило появление ряда странных утверждений. Были выдвинуты теории относительно антигравитационных смещений, доказывалось, что существуют места, где законы гравитации и магнитного притяжения функционируют не так, как принято.
И. Сандерсон опубликовал в журнале «Сага» статью, где рассказал о результатах тщательного изучения «бермудского треугольника» и других аналогичных морских районов. В ходе своих исследований Сандерсон и его сотрудники обнаружили, что большая часть таинственных происшествий с самолетами и судами приходится на шесть районов, имеющих почти одинаковую эллипсовидную конфигурацию и находящихся между 30-м и 40-м градусами северной и южной широты. К их числу относятся «бермудский треугольник» и «чертово море». И. Сандерсон составил сетку районов магнитных аномалий с промежутками в 73 градуса, покрывающую весь земной шар. Пять этих районов расположены в северном полушарии, пять – в южном, включая полюс. «Бермудский треугольник», по его мнению, является самым известным из этих районов, поскольку в нем чаще оказываются суда и самолеты. Другие районы, хотя и менее известные, обнаруживают столь же мощные магнитные отклонения.
Большинство этих районов расположено восточнее побережий материков, там, где теплые, движущиеся на север морские течения встречаются с течениями, идущими на юг. Кроме того, эти районы представляют собой узловые пункты, где морские течения на поверхности и на глубине движутся в противоположных направлениях. Мощные глубинные приливно-отливные потоки, подверженные влиянию различных температур, создают магнитные бури, которые вызывают радиопомехи, влияют на магнитное поле, а возможно, изменяют и силу тяготения. Была выдвинута довольно фантастичная гипотеза, допускающая, что при определенных обстоятельствах эти явления способны вызывать перемещения судов и самолетов в иные точки пространственно-временной протяженности.
Как бы то ни было, но при плавании судов в этих опасных районах судоводители должны быть особенно осторожны.
Журнал «Морской флот», прошлый век.