На чем плавали запорожцы — 2
Казаки тщательно готовили свои суда к выходу в открытое море. Когда в громадных казанах закипала смола, за работу принимались конопатчики. После того, как лодка была готова, ее при помощи крепких бечевок стягивали с берега на воду. Вдоль бортов привязывали сигарообразные связки камыша, которые придавали «чайке» дополнительную плавучесть, увеличивали остойчивость, непотопляемость, когда вода попадала внутрь лодок.
Мягкий камыш смягчал удары «чаек» друг о друга во время шторма и позволял казакам связывать свои суда в своеобразный «плот» — этого приема никто ни до, ни после запорожцев никогда в морской практике не применял.
Казаки часто совершали походы к берегам Малой Азии и Крыма. Окончив сборы, они плотным строем, следуя друг за другом, спускались по Днепру на своих лодках, душегубках, байдарках, «чайках», и далеко были видны верхушки их красных шапок, блестящие стволы ружей и полуискривленные загребные весла. В морской поход отправлялось сразу несколько тысяч человек.
В пути запорожцев часто поджидали опасности, особенно около устья Днепра, где стояла турецкая крепость Кизы-Кермен. От нее до крепости Аслан-Кермен в воде были протянуты цепи, преграждавшие «чайкам» путь в море. Разные способы применяли запорожцы, чтобы незаметно проскочить опасное место. Ночью, привязав к бревнам куски металла, они пускали эти мнимые «суда» впереди себя. Разбуженные шумом, турки открывали огонь по бревнам. Когда все успокаивалось, «чайки» тихо проплывали мимо крепостей и уходили в открытое море.
Пользовались запорожцы и тем, что цепи под собственной тяжестью немного провисали, и тогда мелкосидящие суда проскальзывали над ними бесшумными тенями. Случалось казакам пускаться и на другую хитрость: незаметно протаскивать свои легкие лодки волоком по суше.
В море быстроходные «чайки», подгоняемые дружными ударами весел, чувствовали себя в полной безопасности. За двое суток они достигали берегов Анатолии. Это говорит о хороших мореходных качествах «чаек», высокой их скорости, так как от днепровского устья до анатолийского берега около 600 километров.
В хорошую погоду «чайки» шли на парусах, а в шторм – на веслах. Черноморским штормам казаки противопоставляли свое незаурядное морское искусство и отвагу.
Вооружение «чаек» состояло из 4-6 небольших пушек – фальконетов. Каждый член экипажа имел ружье, саблю и багор для абордажной схватки, а также запасы пороха и свинца.
Обычный прием, которым пользовались казаки при захвате турецкой галеры, напоминал конную атаку – быстроходные казацкие «чайки» рассыпались «лавою», длинной и редкой целью, и старались окружить неприятельское судно, а затем смело шли на абордаж. Целью подобных набегов была не только военная добыча, но и освобождение невольников, гребцов, прикованных тяжелыми цепями к галере. Начиная с 1538 года запорожцы десятки раз предпринимали смелые походы. Наиболее известны морские баталии под Очаковом, Газлеви (Евпаторией), взятие с моря Перекопа, Измаила, Кили, Синопа.
«Чайки» использовались не только как военные корабли, они служили также для перевозок провианта и товаров.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.
Удобство и комфорт нашей современной жизни омрачает состояние экологии, которое, в свой черед, нарушено бурной деятельностью человечества за последнее столетие. Одной из проблем является вывоз и утилизация твердых бытовых отходов. К счастью, появляются фирмы решающие эту проблему быстро и эффективно. Другой вопрос – сколько стоит вывоз тбо (твердых бытовых отходов)? Как ни странно, цены на подобные услуги вполне приемлемые.