Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

На рейде Туапсе

Автор Admin Опубликовано: Апрель - 18 - 2012

На рейде Туапсе

         12 мая 1838 года на восточном побережье Черного моря между мысом Гардак (Кодош) и устьем реки Туапсе с эскадры под началом главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала М. П. Лазарева был высажен десант, которым командовал начальник 1-го отделения Черноморской береговой линии генерал-майор Н. Н. Раевский. Целью десанта было занятие долины между указанными пунктами и строительство берегового укрепления.

         Десантные войска нашли здесь ровную площадку, на которой и стали возводить береговое укрепление, названное впоследствии Вельяминовским фортом.

         Перед лагерем на рейде стояла часть эскадры вместе с зафрахтованными судами, доставившими материалы для строительства форта. В их числе были лучший ходок Черноморского флота 18-пушечный бриг «Фемистокл», 12-пушечный тендер «Луч», тендер «Скорый», «Ланжерон», пароход «Язон» и восемь купеческих судов.

         Погода с утра 30 мая не предвещала неожиданностей. Между берегом и судами челночили баркасы. Но вот в 14 часов появилась легкая зыбь от юго-запада, а вслед за ней задул и ветер этого же направления.

         Зная опасность стоянки у Туапсе, некоторые суда стали готовиться к выходу в море, другие решили выдержать шторм на якорях. Но эти меры оказались уже запоздалыми.

         Небо заволокло черными тучами. Разразилась гроза, сверкали молнии, гремел гром. Черное море поистине стало черным. Высота волн у берега достигла 7-10 метров. Видя опасное положение судов, генерал Раевский приказал растянуть по берегу цепь из солдат для оказания помощи морякам в случае несчастья. Двум батальонам Тенгинского полка было приказано переправиться на левый берег реки Туапсе и занять господствующую высоту. Но выполнить это оказалось невозможно, так как река сильно разлилась.

         Вечером все восемь купеческих судов были выброшены на берег. Команды в основном удалось спасти.

         Не выдержали якорные канаты и старенького «Ланжерона». Поздно вечером транспорт выбросило на береговые камни около устья ручья Пестыш.

         Более жестоко обошлось море с тендером «Скорый». Прибитый       к берегу, он повалился палубой к морю, но, сумев принять конец, поданный с берега, спасся весь экипаж, за исключением одного человека.

         Ночь скрыла трагедию. Вдоль всего берега были разложены костры, люди с факелами находились у самого уреза бурлящей воды…

         Когда понесло к занятому горцами берегу тендер «Луч», его командир лейтенант А. Панфилов приказал выбрасывать за борт пушки. Можно представить, чего стоило экипажу сделать это в двенадцатибалльный шторм!

         Но судьба готовила экипажу новые испытания. Горцы, сделав засаду за выброшенным на берег реки баркасом, открыли по тендеру сильный ружейный огонь. Выбираясь на берег, лейтенант Панфилов с командой пробивал себе дорогу обломками весел, такелажа и камнями.

         Столь же тяжкое испытание выпало на долю экипажа брига «Фемистокл», выброшенного правее тендера «Луч». Оставляя корабль, чтобы пробиться под защиту русских батальонов, экипаж потерял от огня горцев прапорщика корпуса штурманов Бедина и унтер-офицера Денега.

 Окончание следует…

Г. Салов. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

         Как часто, запланировав для себя огромное количество дел, мы не успеваем их сделать, потому что не хватает на их выполнение отведенного дня. Не сделанные сегодня дела переносим на завтра, и этот список никогда не заканчивается. Сейчас стало модным такое понятие как тайм менеджмент, в переводе на нормальный язык, это искусство управлять своим временем. Эта проблема актуальна не только для работы, но и для дома. Грамотно спланировать и правильно распределить свое время – это действительно искусство.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

Написать комментарий