Наследники «Наутилуса»-2
Для туристических рейсов предназначена и подводная лодка «Тоурс», проект которой разработало конструкторское бюро города Любека (ФРГ). Ее длина – 8,6 метра, ширина – 3,8 метра, высота – 3,2 метра. Она снабжена дизельэлектрической установкой, позволяющей проводить прогулки на расстояние до 400 миль. Скорость – 5 узлов. Это, конечно, мало по сравнению с надводными катерами, но вдвое больше, чем у подводных аппаратов, предназначенных, например, для геолого-изыскательных работ на морском дне.
Имеется и другой вариант такой лодки. Ее длина — 18,2 метра, ширина та же. Ожидается, что увеличение длины позволит достичь скорости, превышающей 10 узлов. Это будет рекордом для гражданских судов такого типа.
Проекты подобных аппаратов предусматривают расположение оборудования вне корпуса, а внутри него – размещение людей, средств связи, навигации, а иногда и электромоторов. Высокие комингсы входных люков предохраняют внутренние помещения от попадания воды при всплытии. Конструкция туристических подводных лодок обязательно включает в себя определенное количество «прозрачных элементов» из оргстекла – иллюминаторов всей кабины или носовой ее части.
Кроме кабины с пультом управления и местами для туристов, лодки оборудуются движительным комплексом и подруливающими устройствами. Последние служат для изменения положения судна как по горизонтали, так и по вертикали. Имеются здесь и установки для подводного телевидения, механические руки – манипуляторы, а также приспособления для аварийного сброса балласта или аккумуляторов и всплытия без помощи механизмов.
Плавание под водой, как известно, таит в себе опасность. Могут быть не только повреждения механизмов. В прошлом случались неоднократные нападения морских обитателей на подводные аппараты. Например, когда мезоскаф «Бен Франклин» находился на глубине более 250 метров, вдруг что-то мелькнуло за стекло кормовых иллюминаторов. Это двухметровая рыба-меч, высвеченная из темноты прожектором, внезапно кинулась в атаку на иллюминатор. К счастью, она промахнулась – меч лишь скользнул по стальной обшивке. Но люди в мезойскафе явственно ощутили сильный толчок.
Более опасным было нападение рыбы-меч на подводный аппарат «Алвин». Меч застрял между стальными пластинами в корпусе лодки. Командир, опасаясь повреждений, немедленно поднялся на поверхность.
Рыба-меч нападает не только на небольшие подводные аппараты, она атакует и надводные суда, и даже боевые подводные лодки. Такое агрессивное поведение свойственно и другим обитателям океанических глубин. Так, в сороковых годах, на подходе к мысу Желания, советскую подводную лодку «Д-3» атаковало стадо касаток. Они на большой скорости пытались «распороть» лодку своими острыми плавниками. Сильные удары отдавались внутри лодки, однако, убедившись в бесплодности своих попыток и изрядно намучившись, касатки отстали.
Даже атомные подводные исполины не застрахованы от нападений. Так, в 1959 году на американской подводной лодке «Сидрэтон» был поврежден гребной винт. Виновником оказался огромный кит.
Порой подводным путешественникам грозят обвалы: бесшумные, но не менее опасные, чем в горах. Случается, что покой глубин нарушается мощным потоком ила, который несется по склонам подводных холмов со скоростью курьерского поезда до тех пор, пока не растеряет своих сил на плоской равнине дна. Попасть в такую лавину – грозная опасность для подводного аппарата!
Так же, как альпинистов страхуют горноспасательные отряды, в подводном плавании должна существовать специальная служба – «подводный ОСВОД», который был бы всегда начеку. Следовательно, нужны суда для обеспечения безопасности подводных туристов, которые могли бы погружаться на несколько сот метров. Один из таких аппаратов, подводная лодка с экипажем из пяти человек, уже создана. Спасатель может принять на борт 25 человек с терпящего бедствие подводного судна.
Для спасения с больших глубин могут быть использованы глубоководные аппараты «Пискей». Их прочный корпус, состоящий из двух сфер, обеспечивает возможность спасательных работ на глубине полтора километра. В 1975 году уже имелось 9 таких аппаратов.
Мы являемся свидетелями освоения голубого континента планеты, на карте которого уже проложены многочисленные маршруты как надводного морского туризма, так и его подводной разновидности. Это видно во всем. В 1973 году морские журналы сообщили, что Генеральный комитет Ллойда одобрил правила проектирования и постройки подводных аппаратов. Они распространяются на подводные аппараты длиной до 30 метров, на подводные лаборатории, погружающиеся камеры, водолазные колокола и любые другие обитаемые или необитаемые погружающиеся комплексы, иначе говоря, утвержден переход от экспериментального к промышленному выпуску подводных конструкций.
Не так давно в Ленинграде состоялась научно-техническая конференция на тему: «Применение подводной техники в народном хозяйстве». Участники ее рассказывали об опыте эксплуатации советских подводных аппаратов – гидростатов типа «Север-1», батипланов типа «Атлант», автономных глубоководных аппаратов «Север-2», «Тинтро-2» (с кораблем-базой), «Гвидон», отечественных подводных домов-лабораторий «Черномор», «Садко».
То, что сегодня пока еще находится лишь на вооружении науки, через несколько лет станет достоянием любителей подводных путешествий.
Советские акванавты опробовали свои аппараты в суровом Белом и хмуром Балтийском морях. Но только теплое Черное море – в силу особых климатических условий – стало своеобразным «испытательным полигоном» для многих видов глубоководной техники. Сегодня перед учеными стоят задачи, связанные с созданием не только подводных лабораторий, но и оборудования для разработки и добычи полезных ископаемых в шельфовой зоне.
Новая техника будет эксплуатироваться в тяжелых условиях больших глубин, близких к тем, в которых работает космическая аппаратура.
Человек проник в океан и под толщей воды обнаружил удивительные подводные пейзажи. Их красота покоряет воображение, а обилие и разнообразие форм жизни напоминает о необыкновенной пластичности и приспособляемости организмов.
Пораженный увиденным, один из известных акванавтов Д. Суини, обращаясь к подводным исследователям, писал: «Старый царь Нептун с нетерпением ждет вас. Он покажет вам необычайную страну, полную чудес и восторгов».
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.