Необычный десант
Из Цемесской бухты медленно вытягивался необычный караван. В голове колонны судов, стянутых стальными буксирами, шла канонерская лодка «Кубань». На ходовом мостике у машинного телеграфа стоял командир Иван Анисимович Кожухарь. Его высокая, слегка сутуловатая фигура выделялась среди всех, находившихся на мостике. Лицо было строгим и сосредоточенным. Большая ответственность возложена на него в этом сложном боевом походе. По заданию командования из Новороссийска в освобожденную Керчь и войскам Крымского флота необходимо доставить плавучий док с погруженными на него паровозами, вагонами и большим количеством железнодорожного оборудования. Выгрузив в указанном месте составы, док предстояло привести обратно. Командир «Кубани» Кожухарь на эту операцию был назначен старшим в отряде.
Не успели корабли выйти из Цемесской бухты, как в воздухе появился вражеский самолет-разведчик.
— Если врагу станет известно о нашем движении в Керчь, он еще ночью предпримет все меры, чтобы воспрепятствовать выполнению нашего плана, — заметил Кожухарь.
На ходовом мостике корабля воцарилась тишина, все ждали командирского решения. «Вам должно быть известно положение наших армий в Крыму. Железнодорожные составы – это бронепоезда, транспортные средства, необходимые для предстоящих боев за Крым», — вспоминал Кожухарь напутствие адмирала.
Он принял решение: у точки поворота на курс в сторону Крыма не дать команду на поворот. Весь отряд продолжит движение вдоль кавказского берега. Только так можно было обмануть разведчика, который упорно висел в воздухе, изучая направление движения и состав отряда. Так и поступил командир. Разведчик, видимо, в самом начале предполагал, что док буксируется из Новороссийска в тыл, а обманное направление движения кораблей сбило его с толку.
Когда стемнело и самолет врага исчез, отряд кораблей развернулся и взял курс на Керченский пролив. Никто из командного состава не уходил отдыхать. У орудий и пулеметов в боевой готовности матросы и старшины, они зорко вели наблюдение за морем и воздухом, готовые в любую минуту открыть огонь по врагу. Помощник командира корабля А. И. Филиппов «колдовал» то у пеленгатора, то на карте в штурманской рубке, стараясь точнее определить место и курс корабля.
— Плавающий предмет прямо по носу! – поступил доклад наблюдателя.
Предмет в темноте был похож на плавающую мину. Команда рулевому – и корабль быстро отворачивает в сторону. Шлюпка подходит к нему кормой. Становится видно, что это не мина, а спасательный круг. Старшина шлюпки осторожно поднимает его, убедившись что он безопасен, направляет шлюпку к кораблю.
Ночь подходила к концу, приближался рассвет. Он на море наступает как-то особенно красиво. Красота его начинается с появления маленькой, еле заметной точки, яркой-яркой над горизонтом. Иван Акимович очень любил наблюдать за рассветом, но теперь было не время. Удалось обмануть вражеского разведчика. Подтверждением служило то, что за ночь в направлении кавказского берега прошло несколько групп вражеских самолетов, их тяжелый гул отчетливо слышался на кораблях.
Помощник командира распорядился пораньше приготовить завтрак и обед, зная, что днем такой возможности может и не быть. Корабельный кок старший матрос Старостин с рабочими по камбузу торопливо гремели бачками, чайниками. Из камбузной трубы потянулся голубой дымок.
Почти совсем рассвело. Впереди ясно вырисовывались очертания слева – крымского берега, справа – кавказского, а между ними вход в Керченский пролив. С одной стороны, мы испытывали радость, что скоро заветный керченский берег, но вместе с тем и беспокойство, что враг может обнаружить караван, и будет нелегко отражать атаки его авиации. В небе появились наши «ястребки». Правда, это были сравнительно тихоходные самолеты. Но летчики на них смелые и решительные.
После полудня послышался гул вражеских бомбардировщиков. В синих просветах между облаками на миг появились огромные, окрашенные в темный цвет силуэты. Сопровождали их «мессеры». Артиллерийский огонь кораблей и атаки «ястребков» заставили вражеские самолеты сбросить свой смертоносный груз в стороне.
К Керчи подошли ночью. Ошвартовать огромный плавучий док торцом к причалу завода имени Войкова в темноте без всякого освещения с кораблей и причала, при сильном ветре было непростым делом. Но Иван Акимович, отличавшийся прекрасной морской выучкой, с помощью капитанов кораблей отряда отлично справился с этой задачей в короткий срок. Команда дока уравняла палубу с высотой причала. Железнодорожники соединили рельсы, проложенные на доке, с рельсами на причале, и первый паровоз с вагонами сошел с дока. А недалеко от Керчи тем временем разгорался бой.
Только корабль успел отойти, как взметнулся огромный столб воды как раз в том месте, где минуту назад он находился.
Командир держал корабль ближе к доку, но так, чтобы его высокие фермы не мешали стрельбе. Артиллеристы снова открыли огонь по пикирующим на док самолетам.
Самолеты атаковали и док, и корабли, и паровозы, сошедшие с дока.
Бомба упала у причала. Взрыв огромной силы, слившийся с грохотом орудий, потряс весь керченский берег. На причал с железнодорожным полотном обрушился черно-белый столб воды, поднявший со дна каменистый грунт.
— Нельзя! Никак нельзя останавливать разгрузку, надо спешить, может быть еще труднее, — торопил командир.
Корабли-буксировщики опять стянули себя толстыми стальными буксирами и медленно вывели теперь уже пустой док из Керченского пролива. Курс – на Новороссийск. Корабли охранения заняли свои места в походном ордере.
Сложная задача по высадке необычного десанта в Крым была выполнена успешно.
Л. Сыркин. Журнал «Морской флот», прошлый век.