Незадачливые колумбы. После знаменитых плаваний Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» доктора Бомбара на «Еретике» начался «путешественный бум». Десятки людей устремились в просторы Атлантического и Тихого океанов, стараясь переплыть их на самых необычных судах.
1. Поход в прошлое.
В конце 1962 года экипажи современных судов у побережья Испании с изумлением взирали на странный парусник, неуклюже раскачивающийся на волнах. Можно было подумать, что это воскресший корабль XV века, — он в точности походил на одну из каравелл Колумба. Более того, на палубе были люди в костюмах той эпохи, виднелись старинные пушки. Немногие знали, что перед ними не парусник из голливудского боевика, а судно, которое должно перенести людей XX века на пять столетий назад.
Лейтенант испанского флота Карлос Этайо с восемью такими же энтузиастами решил повторить плавание Колумба к берегам Америки на судне XV века с оборудованием, снаряжением и навигационными инструментами того времени. Этот эксперимент преследовал не только две цели – научную и рекламную, он должен был выявить восприятие современным человеком обстановки и «духа» XV столетия.
2. На «машине времени»
К сожалению, рекламной шумихи было больше, чем забот о предстоящих трудностях экспедиции. Кстати, из девяти участников ее только двое были моряки – сам Карлос Этайо и бывший солдат морской пехоты Роберт Маркс. Остальные о морском деле имели смутные представления.
И все же энтузиасты, пользуясь старинными чертежами, сами построили точную копию самой маленькой каравеллы Колумба «Нинья» — 17,5 метра длины, 5,6 метра ширины, 2 метра осадки и водоизмещением в 101 тонну!
Борьба за соответствие исторической действительности была жесткой: на борт не были допущены ни спасательные нагрудники, ни рация, ни печатные издания, словом, ничего из XX века. Исключение было сделано лишь для табака – все оказались заядлыми курильщиками и на призывы Карлоса Этайо, что все накурятся вволю после «открытия Америки», никто не откликнулся. Руководитель экспедиции, однако же, отомстил «отступникам» — закуривать приходилось опять-таки, как в XV веке, без помощи спичек и зажигалок. Позже выяснилось, что один из членов экипажа тайно пронес с собой карманные часы!..
Начало рейса проходило нормально. Без особых приключений «Нинья-вторая» достигла порта Лас-Пальмас на Канарских островах. Здесь экипаж пополнился еще двумя членами – котенком Линдой и козой Пинсоной. Там же взяли большой запас фруктов и воды. Но, как известно, жулики существовали во все века. Естественно, они сохранились и в XX веке, и обжулили Карлоса Этайо так же, как в свое время проделали это с Колумбом их далекие предки.
Провожаемая добрыми напутствиями жителей Лас-Пальмоса «Нинья-вторая» на другой же день угодила в жестокий шторм. Разбились большие песочные часы образца XV века. Продовольствие подмокло. Стали расходиться швы обшивки, и экипаж яростно откачивал воду помпами системы той же эпохи.
Через несколько дней запасы пищи пришлось выбрасывать за борт, ибо портились они с невероятной быстротой. Кок Антонио Агуирре доложил капитану, что купленные бочки для воды текут так же, как и корпус судна: видимо, бондари ХХ века утратили какие-то древние секреты производства. Положение становилось серьезным.
Ю. Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.
http://lavico.ru/interesnye-publikacii-proshlogo-veka/nezadachlivyie-kolumbyi-chast-vtoraya
http://lavico.ru/interesnye-publikacii-proshlogo-veka/nezadachlivyie-kolumbyi-chast-tretya