Вообще цифра «тринадцать» издавна не пользуется популярностью на английском флоте. Под тринадцатым номером не значатся каюты, места в них, шлюпки, трапы. Словом, цифра эта попросту не существует, дабы не искушать судьбу. Даже на верфях по сей день придерживаются древнего обычая – спускать новое судно на воду в любой день, кроме… понедельника, пятницы и 13 числа!
В связи с этой нелюбовью к цифре «тринадцать» вспоминается забавный случай, происшедший во время второй мировой войны.
Из Англии в Мурманск отправлялась советская военная миссия, но командир крейсера «Йорк», не убоявшись гнева начальства, категорически отказался принять ее на борт. Во-первых, пассажиров было тринадцать, а во-вторых, — о ужас! – в их числе была женщина-переводчица! В конце концов к миссии добавили еще одного человека, и с зубовным скрежетом командир отошел в рейс с женщиной на борту.
На громадном корабле воцарилась мрачная атмосфера ожидания неотвратимой беды. И когда «Йорк» в результате неудачного маневра столкнулся с танкером, в случившемся оказались виноваты не офицеры и рулевые, не механики и наконец не сам командир, а маленькая, хрупкая переводчица.
Вообще «женобоязнь» на английском флоте существует очень давно. Она, так сказать, традиционна. Но по традиции корабль при спуске «крестит» обязательно женщина, разбивая о форштевень опять-таки традиционную бутылку вина.
Но когда корабль готов уйти в море, эту самую женщину ни за что не пригласят на борт. Это не относится к пассажирским судам, а вот на военных кораблях запрет соблюдается свято, да и на некоторых торговых судах тоже.
Лихие капитаны чайных клиперов и думать не могли взять с собой жен, хотя на своих кораблях они были полновластными хозяевами, перед которыми трепетали и офицеры и матросы. Просто они рисковали остаться без команды, которая, узнав о прибытии гостьи, постаралась бы сбежать с «обреченного» корабля.
Но, однако, достоверно известно, что этот железный закон нарушался. И если прославленный Нельсон не смог провести на палубу своего корабля знаменитую леди Гамильтон, чему воспротивилась вся команда, то эти же матросы с нетерпением ожидали в портах «жен» и «невест», во множестве посещавших корабли и сутками гостивших на них. Офицеры и сам адмирал закрывали на это глаза…
Более того, современники утверждали, что самые отчаянные из женщин оставались на борту флагмана Нельсона во время походов и даже принимали участие в сражениях.
Старый обычай утверждал, что судно должно быть спущено на воду и «окрещено» вином, иначе ему грозят неисчислимые беды. Боже упаси, было промахнуться и не разбить бутылку с вином о форштевень!
Когда американскую атомную подлодку «Трепанг» едва не украли, пронырливые репортеры быстренько выяснили, что первопричиной всех ее несчастий, как то: многочисленные аварии, происшествия с членами экипажа, столкновения (одно даже с китом) – являлся промах супруги министра обороны миссис Мелвин Лэйрд, не сумевшей разбить бутылку шампанского о нос злополучного «Трепанга». И до и после этого все несчастья с разными судами и кораблями часто объяснялись неудачным «крещением» их при спуске.
Юрий Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.
Анастасия! С Новым годом и Рождеством! Хороший пост: и стиль и содержание. Рад знакомству. Приглашаю в гости…
Спасибо. Вас тоже с Новым годом! Очень приятно познакомиться.
у страха глаза велики. Люди чего боятся, то и получают. Создается впечатление, что моряки самый суеверный народ.