Слово «пират» сразу же вызывает в нашей памяти целую вереницу образов из книг Скотта, Байрона, Купера, Майн Рида, Стивенсона… Ореолом тайны, порой незаслуженной романтики овеяны похождения «рыцарей черного паруса», добровольно или по стечению обстоятельств, из алчности или по другим мотивам поставивших себя вне общества, вне закона.
Жизнеописания этих людей читаются как захватывающий детектив. Тут и военные хитрости, и зашифрованные тайны, и запрятанные клады, и погони, и похищения, и дуэли, и обольстительные женщины, и разбивающиеся о скалы, уходящие в морскую пучину корабли, и робинзонада… Многие с интересом прочтут переведенную на русский язык и выпущенную издательством «Наука» (1972 г.) книгу польского публициста Яцека Маховского «История морского пиратства». Она охватывает большой период – от античности до наших дней. Место действия – вся планета, все моря, где, говоря словами Киплинга, «и здесь и там встречным судам привет слал пиратский флот».
Книга Я. Маховского основана на документальных материалах и представляет собой серию занимательных, остросюжетных очерков.
Автор знакомит с наиболее колоритными фигурами представителей древней «профессии». Это – Генри Морган, «король» флибустьеров Вест-Индии (кстати, основатель американской династии мультимиллиардеров Морганов – так закладывались основы нынешнего могущества этой финансовой группы!), Джон Эйвери, Джеймс Плантэйн, «король из Рантер-Бей» (его величали по названию бухты, где он был властителем); Арудж и Хайраддин, известные как Барбаросса I и Барбаросса II – правители так называемого варварийского пиратского государства, существовавшего в Алжире в течение нескольких столетий, и другие.
Учитывая скудность дошедших до нас достоверных сведений о разбойниках морей, чрезвычайно сложно воссоздать во всех подробностях историю мирового пиратства. Я. Маховский в живой занимательной форме рассказал о наиболее ярких страницах этой истории.
Морской разбой принес неисчислимый урон судоходству и мировой торговле, препятствовал расширению и развитию экономических связей между странами и континентами. Пиратство было огромным злом на море и на суше, но борьба с ним редко приводила к успеху. Причин здесь несколько. Одна из них – межгосударственные противоречия и военные конфликты. Дело доходило до того, что монархи обращались к помощи флибустьеров, чтобы сокрушить могущество своих противников. Так в XVI веке в период войны с Испанией пираты Альбиона были завербованы в качестве корсаров. Из них Англия, не обладавшая тогда еще сильным военным флотом, создавала свои вооруженные силы на море. Корсары отчаянно дрались против врагов английской короны, многие из них получили в награду высокие титулы и звания – немалое дополнение к так называемой каперской грамоте, дававшей право 90% захваченной добычи.
Пираты оставили свой след и в истории такого позорного явления, как работорговля, а также в колониальной экспансии – захвате и грабеже побережья Южной и Северной Америки, островов Карибского моря и т. д. Я. Маховский подчеркивает, что пиратство – это неотъемлемый спутник всех социально-экономических формаций эксплуататорского общества.
М. Бегун
Журнал «Морской флот», прошлый век.
Мир не меняется. Современные бандюки, как и Генри Морган, со временем тоже станут основателями могущественных финансовых групп.