Автор сумел в какой-то мере показать социально-психологические корни, черты и особенности пиратства в разные времена. На пиратском корабле нередко уживались образованные люди и подонки общества, отпетые воры и королевские офицеры, матросы, изгнанные из флота, и чиновники адмиралтейства. Тесная спайка связывала этих «джентльменов удачи», так как общий успех и жизнь каждого зависела от мужества и дисциплины всех членов пиратского «братства».
Интересной была организация пиратских сообществ в Либерталии – флибустьерской республике, которая была основана в конце XVII века на севере Мадагаскара, там, где теперь находится город Диего-Суарес. Создавшие «Страну свободы»дворянин Миссон и итальянский монах Караччиоли объявили войну монархии, сословному неравенству, расовой дискриминации, насилию над человеком. Конечно, такие общества, как Либерталия, вряд ли можно считать типичными для истории флибустьерства. Но взглядов весьма передовых для своего времени придерживались не только Миссон и его единомышленники: известный пират капитан Беллами так выражал мнение своих товарищей: «Мы не подчиняемся законам… Они созданы для богачей, чтобы грабить бедных под защитой законов… Мы грабим богачей под единственной защитой своей отваги». Итак, факты говорят о том, что пиратство подчас было своеобразной формой социального протеста: уходом из общества, где все основано на несправедливости.
Последняя глава книги посвящена пиратам наших дней. Известно, что морской разбой продолжается до сих пор. Он принял лишь другие формы. В ХХ веке пиратствуют, как правило, не частные лица, а государства. Так, в годы второй мировой войны гитлеровская германия и Япония, нарушая основные принципы международного права, захватывали и уничтожали корабли не только воюющих стран, но и нейтральных, топили госпитальные пароходы, мирные и пассажирские суда.
В послевоенный период развилось воздушное пиратство. Угон самолетов стал кошмаром внутренних и международных авиалиний. И вот, наконец, дошла очередь до эфира, также ставшего ареной разбоя. Здесь воруют не корабли, а невидимые волны, покушаются не на жизнь, а на души людей. Речь идет о довольно распространенной практике коммерческой рекламы с помощью незаконно действующих частных радиопередатчиков, установленных на судах в открытом море. Такого рода радиовещание нарушает международный регламент связи, создает серьезные трудности и помехи для государственных радиостанций.
Описанные в издании факты угона самолетов и радиопиратства, волнующие современный мир, казалось бы не имеют прямого отношения к теме. Однако на польском языке книга называется «Под черным флагом», что позволило автору включить в нее эти сведения. Вольный перевод названия представляется неправомерным. Но такая досадная неточность не умаляет всех достоинств увлекательной книги Я. Маховского.
М. Бегун
Журнал «Морской флот», прошлый век.
Замечательная статья
Очень хороший и полезный сайт. Много интересной информации. Спасибо. С рождеством!
Спасибо за оценку, я стараюсь. Вас тоже с Рождеством!