По «патенту» водомерки — 2
Еще в 1891 году русскому изобретателю Ламберту выдали патент на катер, у которого ниже днища были прикреплены пластины, выполняющие роль крыльев. При движении они рассекали воду. Разность давлений, создаваемая двумя потоками, и являлась той подъемной силой, которая приподнимала судно над водой.
Следует сказать, что изобретение судов на подводных крыльях (СПК) берет свое начало в краю удэгейцев и орочей. О них тепло и интересно рассказал в своей книге «Таежными тропами» ученый-охотовед Феликс Штильмарк. Казалось бы, что подобная книга представляет ценность только для читателей, интересующихся бытом народов, населяющих советский Дальний Восток, биологией промысловых зверей, охраной природы. Но на одной из страниц описана конструкция необычной лодки, которая «выделялась своей неправдоподобной величиной и походила на ствол огромного заостренного носа у этой лодки оказалась широкая, плоская лопасть, как бы вырастающая прямо из дна.
Это – бат, называемый также улиматдой… такие лодки делают только удэгейцы и орочи. Это замечательная лодка, к тому же настоящий прообраз корабля на подводных крыльях… Бат выдалбливается из целого ствола огромного тополя… Таких лодок не увидеть нигде более в нашей стране. Ствол вытесан специальными топориками и обожжен под огнем. Бат приспособлен для плавания по быстрым горным рекам.
…Лопасть… вытесана из того же ствола, что и вся улиматда… На бате … управляют шестом. Когда два-три человека одновременно толкают бат навстречу быстрому течению, струя бьет под эту лопасть и как бы приподнимает огромную лодку над водой».
Однако ни Ламберту, ни более поздним изобретателям не удалось создать СПК, пригодное для транспортного флота, и в течение десятилетий они использовались лишь в спортивных состязаниях, развивая скорость до 60 узлов.
Причина неудач, постигшая большинство конструкций, крылась в различии между поведением подводного крыла и крыла самолета.
Самолет окружен воздухом. Тряхнет его восходящий поток – подбросит, или, наоборот, скинет в воздушную яму на пару метров – ничего с ним не произойдет, так как вокруг однородная среда. Иначе ведет себя подводное крыло. Набежавшая волна может обнажить его, лишив опоры, и тогда судно ударяется всем корпусом о воду.
Инженеры пытались установить крыло-редан, которое скользило бы по воде, срезая гребни волн. При этом СПК трясло как обычный глиссер. Тогда были созданы крылья, которые меняли свою подъемную силу в зависимости от движения по вертикали: судно идет вниз – подъемная сила увеличивается, вверх – уменьшается. Простейшей конструкцией такого вида являются многоярусные крылья – «этажерки». Набежит волна – добавочные крылья в воде, и СПК приподнимается. Схлынет волна – происходит обратное явление.
Такие суда уже не скакали по волнам, а плавно покачивались на них. Однако многоярусные крылья оказывали большое сопротивление движению, вследствие чего резко падала скорость. Только в 40-х годах корабелам удалось построить устойчивые СПК, имеющие одиночные крылья. И в нашей стране, и за рубежом наибольшее распространение получили созданные в городе Горьком суда с малопогруженными подводными крыльями.
Существуют и другие типы крылатых кораблей. Однако все они еще не могут конкурировать с водомеркой, уникальное строение тела которой пока что остается непревзойденным.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.