Почему погиб «Атлантик»?
Цена ошибки
Надежность любого судна подобна цепи, которая, как известно, не может быть прочнее самого слабого из своих звеньев. Одним из наиболее критических звеньев безопасности мореплавания всегда остается человеческий фактор: каким бы крепким судно ни было, какими бы прекрасными мореходными качествами не обладало, его безопасность в конечном счете зависит от людей, им управляющих! Людям же свойственно ошибаться, и порой их ошибки особенно досадны, глупы и весьма дорого обходятся.
Одна из таких ошибок, совершенная сто с лишним лет назад, и привела к гибели пассажирского лайнера «Атлантик». Обстоятельства, связанные с этой катастрофой, достойны внимания хотя бы только потому, что в ней погибло свыше пятисот человек. Вообще-то с гибелью «Атлантика» связано несколько ошибок, и самая курьёзная из них та, что по недоразумению в историю мореплавания «Атлантик» вошел как пароход, погибший из-за нехватки угля в бункерах, но это далеко не соответствует действительности.
Пароход «Атлантик» валовой вместимостью 3707 регистровых тонн был построен в 1870 году на верфи фирмы «Харланд энд Вульфф». 13 марта 1873 года это судно, зарекомендовавшее себя надежным и комфортабельным и пользовавшееся большой популярностью среди пассажиров, прибыло в Ливерпуль, успешно завершив свой 18-й рейс. Ни у кого не было оснований подозревать, что очередной, 19-й рейс окажется для «Атлантика» роковым.
Стармех Фоксли отстаивает свое мнение
Одним из первых посетителей на борту только что прибывшего в порт лайнера оказался Стюарт Гордон Хорсбург – главный инженер-инспектор владевшей «Атлантиком» судоходной компании «Уайт стар лайн»; в его обязанности входило определять количество угля, остававшегося в судовых бункерах по завершении рейсов. Наметанный глаз этого опытного, компетентного специалиста вскоре установил: на «Атлантике» осталось примерно 160 тонн топлива. Однако Джон Фоксли, старший механик лайнера, позволил себе не согласиться с мнением инспектора…
Среди ответственных за расходуемые материальные ценности всегда встречались и, видимо, не скоро переведутся люди прижимистые, любящие попридержать «на всякий пожарный случай», «про черный день» хоть какое-нибудь неучтенное в книгах и журналах количество вверенных им запасов. Таков был и стармех Фоксли. Оказывается, в своем вахтенном журнале он уже указал черным по белому остаток, равный всего 132 тоннам.
Ладно, решил Хорсбург, невелика разница, не из-за чего ломать копья! – и согласился с записью стармеха. Когда инспектор вернулся в контору своей компании, он отдал распоряжение, в соответствии с которым было доставлено еще 847 тонн угля, следовательно к началу очередного рейса в бункерах лайнера должно было находиться по меньшей мере 979 тонн топлива.
Г. Дмитриев. Газета «Водный транспорт», прошлый век.