Почему погиб «Атлантик»?-2
19-й рейс
20 марта 1873 года «Атлантик» вышел из Ливерпуля, имея на борту 758 пассажиров и членов экипажа. В Квинстауне (ныне этот порт в Северной Ирландии называется Ков) прибавилось еще 175 пассажиров; таким образом, на борту лайнера оказалось 933 человека.
С самого начала рейсу сопутствовала скверная погода.
Но капитана «Атлантика» Джеймса Уильямса эти неприятности не слишком тревожили: он знал свой лайнер и был абсолютно уверен в его надежности. Ему не раз доводилось пересекать Атлантический океан на «Атлантике» в штормовую погоду, и он нисколько не сомневался в том, что судно, если только будет топливо для его котлов, обязательно придет в порт назначения. Поэтому когда местонахождение лайнера определялось координатами 41°39? северной широты, 63°54? западной долготы и до Нью-Йорка оставалось примерно двое суток хода, капитан хотел знать только одно – точное количество угля, оставшегося в бункерах. Он велел стармеху Фоксли не полагаться на свое субъективное мнение, а послать к бункерам остальных механиков, чтобы те тоже прикинули на глаз остаток топлива.
Что написано пером…
Один из механиков пришел к заключению, что осталось 150-160 тонн, другой сказал что 160, третьему остаток показался равным 150 тоннам. Джон Фоксли был почти такого же мнения. Он 16 раз ходил на «Атлантике» через океан, знал потребности топок лайнера и полагал, что угля осталось на двое суток хода да еще и с избытком. Это, однако, должно было означать остаток, равный по меньшей мере 140 тоннам, так как суточный расход угля составлял примерно 70 тонн, но цифры, занесенные в его вахтенный журнал, показывали меньшее количество. В соответствии с действующей инструкцией Фоксли на протяжении всего рейса ежедневно подавал капитану сведения об остатке угля, исходя из следующего расчета убыли топлива:
Количество угля на начало рейса № 19 … 979 т
7 суток стоянки в Ливерпуле при среднесуточном расходе угля 6 тонн…42 т
Заход в р. Мерси против течения…38 т
9 суток плавания при среднесуточном расходе угля 70 тонн …630 т
Работа вспомогательного котла в течение четырех суток при среднесуточном расходе угля 5 тонн …20 т
Двое суток хода при пониженном среднесуточном расходе угля примерно 60 тонн …120 т
Общий расход угля …850 т
Остаток угля …129 т
И вот теперь Фоксли стоял перед дилеммой: признать на основании бесспорно правильной оценки своих механиков, что в бункерах имеется по меньшей мере 140-150 тонн топлива, т. е. количество, вполне достаточное для того, чтобы лайнер благополучно дошел до Нью-Йорка, или же сообщить цифры, указанные в вахтенном журнале, т. е. 129 тонн, которые, если они соответствуют действительности, означают, что «Атлантик» будет с позором отбуксирован в Нью-Йорк или, что еще хуже, останется без хода и начнет беспомощно дрейфовать среди мелей Нантакет в районе одноименного острова. Стармех, однако, так и не набрался храбрости, чтобы признаться в фиктивности занесенных им в вахтенный журнал данных, и подал рапортичку, в которой остаток угля значился равным всего … 129 тоннам, хотя прекрасно сознавал, что топлива с лихвой хватит до Нью-Йорка.
В такой ситуации у капитана не оставалось иного выбора, как изменить курс и направить «Атлантик» к Галифаксу – канадскому порту в Новой Шотландии, который находился гораздо ближе, чем Нью-Йорк, хотя лайнеры компании «Уайт стар» до сих пор, однако, не совершали подобных вынужденных заходов в Галифакс, что, пожалуй, и сыграло свою роковую роль при развитии последующих событий.
Г. Дмитриев. Газета «Водный транспорт», прошлый век.