Почему погиб «Атлантик»?-3
Всяк сверчок знай свой шесток
Ни один из штурманов лайнера не был знаком в достаточной мере с подходами к Галифаксу. Лишь единственный из рулевых – Роберт Томас – знал побережье Новой Шотландии, и только у него возникла тревога при виде беспечности командного состава во время ночного следования лайнера к незнакомому побережью.
Зная, что нарвется на грубый ответ, он тем не менее обратился к вахтенному – второму помощнику капитана Генри Исмею Меткалфу и высказал свои опасения: лайнер уже достаточно близко подошел к берегу, пора бы его положить в дрейф.
— Я не капитан, — поставил его на место Меткалф, — а ты – не второй помощник.
Томас не успокоился и разыскал четвертого помощника Джона Брауна, несшего вахту одновременно с Меткалфом. Рулевой попросил разрешения взобраться на мачту, чтобы оттуда предупредить вахтенного о появлении земли.
— Ничего ты там не увидишь, — заверил его Браун, — мы еще недостаточно близко подошли к берегу.
— Ахнуть не успеем, как напоремся на камни! – пророчески изрек Томас, но разрешения подняться на мачту так и не получил.
Запоздалая побудка
Капитан Уильямс велел разбудить его в 3 часа ночи – именно тогда он намеревался положить судно в дрейф в ожидании рассвета. Лишь на пятнадцать роковых минут позже назначенного срока второй помощник переступил комингс штурманской рубки, где на диванчике отдыхал Уильямс: но едва Меткалф успел войти, как впередсмотрящий на носовой надстройке увидел в ночной тьме неровную белеющую полоску.
— Впереди опасность! – заорал он. – Вижу линию прибоя!
Томас, стоявший за штурвалом, до отказа переложил руль на правый борт, а Меткалф, бросившись к машинному телеграфу, так энергично передвинул рукоятку, что вахтенный механик увидел, что стрелка на указателе заскочила за предельную черту отметки «назад полный».
Но, увы, команда оказалась запоздалой: все еще двигаясь по инерции полным ходом вперед, «Атлантик» выскочил на камни, под действием прибоя ударился о них четыре или пять раз, в результате чего во множестве мест разрушились листы обшивки корпуса, и остановился.
Через считанные минуты, пока экипаж пытался вывалить за борт спасательные шлюпки, лайнер соскользнул с камней и завалился на правый борт.
Местом катастрофы оказались низко сидящие в воде скалы Марс-Рокс вблизи рыбацкого поселка Лоуэр-Проспект, то есть в 20 милях от предполагаемого курса «Атлантика» на Галифакс.
Г. Дмитриев. Газета «Водный транспорт», прошлый век.
У Вас интересный и познавательный блог. Удачи и успехов Вам!
Спасибо.