Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Почему погиб «Морро Касл»? — 9

Автор Admin Опубликовано: Март - 14 - 2013

 Почему погиб «Морро Касл»? — 9

 

         До некоторой степени удалось пролить свет на причину пожара. Эксперты обследовали стены и пол библиотеки, где второй помощник Паттерсон обнаружил первый очаг пожара. Они нашли здесь  мельчайшие следы какого-то химического вещества, небольшие медные осколки. Их происхождение связывалось с медным цилиндром, где, по-видимому, находился заряд. Эксперты заявили, что преступник, очевидно,  подключил медный цилиндр к штепселю, нагревательная спираль подняла температуру и заряд воспламенился. Следственная комиссия пришла к выводу, что поджигатель должен был иметь опыт в технических вопросах. Подозрение пало на старшего механика Эббота. Он был во враждебных отношениях  с капитаном Уилмотом. Из-за небрежного несения службы и многочисленных ночных визитов в каюты пассажирок старший механик имел замечания от капитана. По окончании рейса он подлежал увольнению.  Кроме того, Эббот видел, как судовой врач запер стаканы с отпечатками пальцев. После этого Эббот удалился и появился вновь только в разгар пожара. У него было достаточно времени, чтобы вызвать пожар и убить врача. Он же мог лишить жизни миллионершу Кэтлин Моррисон и похитить ее драгоценности.

         Эббот энергично отрицал вину. И, действительно, не было ни одного свидетеля, который видел бы его в библиотеке, каюте миллионерши или поблизости от судового врача. Но, несмотря на это, алиби, которое он привел, было весьма и весьма шатким. Он заявил, что напился на балу и затем лег спать у себя в каюте, проснулся, когда  была объявлена пожарная тревога, растерялся и его оставило мужество. Чтобы спасти жизнь, он покинул судно, так как считал, что ничем уже не мог быть полезен. Никто не поверил в эти россказни, но не нашлось никого, кто мог бы их опровергнуть.

         В круг подозреваемых  попал и Уормс, который из-за смерти Уилмота стал капитаном. Было установлено, что Уормс имел крупные долги, что он выдал вексель на десять тысяч долларов и должен был его оплатить по возвращении из рейса и также знал, что на борту находятся очень богатые пассажиры. Разве он не мог похитить украшения? Подозрения еще больше усилились, когда выяснилось, что Уормс в свое время учился на электромонтера. Рулевой был на капитанском мостике, но он не мог с абсолютной уверенностью утверждать, что Уормс время от времени не покидал своего поста на несколько минут.

         Третье подозрение возникло, когда агенты установили, что старший радист Роджерс в свободное время мастерил маленькие установки для обогревания аквариумов. Это были медные цилиндры, содержащие нагревательную спираль, подсоединяемую к сети через штепсель. Для критических часов Роджерс не смог привести никакого алиби. 7 сентября 1934 года он в 14 часов закончил дневную вахту и в 22 часа должен был снова приступить к дежурству. Однако Роджерс появился в радиорубке незадолго до 3-х часов ночи. Что касалось его алиби на эти часы, то он дал следующие показания: «До 20 часов я находился в офицерской кают-компании, писал письма, а затем читал. Потом лег отдохнуть у себя в каюте. Проспал начало дежурства, потому что до этого нес вахту в течение четырнадцати часов подряд. Меня обычно будил третий радист Дойл, но накануне вечером он попал в судовой лазарет. Я проснулся только, когда услышал сигнал тревоги, помогал пассажирам на палубе садиться в спасательные шлюпки, следил за порядком и поэтому не мог приступить своевременно к дежурству. Я был того мнения, что в такой ситуации я более полезен на палубе, чем в радиорубке». Версия эта звучала неправдоподобно и подозрительно, но опять-таки прямых доказательств вины не было.

         Новое расследование нашло объяснение двум таинственным событиям, которые произошли после того, как сгоревшее судно прибыло к набережной Эсбери Парка.

         Прежде всего детективы стали искать того таинственного человека, который в первый вечер после катастрофы, вступил на корабль в асбестовом костюме и кислородной маске.  Но их действия были немедленно пресечены. Центральное разведывательное управление разъяснило агентам, что «было бы не в интересах правительства Соединенных Штатов выяснять, кто этот человек и что он искал на сгоревшем корабле».

         Только сейчас, много лет спустя, когда мрак вокруг трагедии «Морро Касл» стал менее густым, выяснилась роль «таинственного незнакомца» или «великого неизвестного», как его именовали газеты. Оказалось, что каюты «Морро Касл», где находились пассажиры, вызвавшие подозрение  американского правительства по политическим или военным мотивам, были оборудованы тайными установками для подслушивания. Так как не было известно, разрушены ли эти установки огнем и не будут ли они обнаружены при обследованиях, Центральное разведывательное управление послало своего агента уничтожить компрометирующие следы.

         Была выяснена также история двух выброшенных на берег трупов. Спасенные пассажиры, вышедшие из больниц, где их не могли своевременно допросить, рассказали, как офицер застрелил матроса за то, что тот начал грабить оставленные на палубе чемоданы. Позже офицер  был смыт за борт огромной волной. Океанский прибой соединил трупы и выбросил вместе на пляж Эсбери Парка.

         Все остальное осталось невыясненным. Первое время в газетах продолжали появляться статьи со всевозможными  теориями и предположениями, однако и следствие, которое вело Федеральное бюро расследований, кончилось почти ничем.

         Возбужденное общественное мнение Америки постарались до некоторой степени успокоить видимостью второго процесса. Капитану Уормсу и старшему механику Эбботу было предъявлено обвинение в пренебрежении к служебным обязанностям.

         Суд нашел доказанным вину капитана Уормса в шести пунктах обвинительного заключения: он недостаточно заботился о том, чтобы офицеры и матросы, после объявления пожарной тревоги, вели себя, как предписывают морские законы; с опозданием получил представление об истинных размерах возникшего пожара; не остановил своевременно судна; ничего не предпринял для того, чтобы соблюдался порядок при посадке пассажиров в спасательные шлюпки, в результате чего из-за паники были лишние жертвы; не приказал своевременно подать сигнал бедствия и оставил спасательные шлюпки в море без руководства. Уормс был приговорен к двуи годам тюрьмы.

         Старший механик Эббот получил четыре года тюремного заключения за то, что из-за трусости оставил свой пост в машинном отделении, не предпринял никаких попыток спасти пассажиров, сам же одним из первых покинул горящее судно.

         Однако приговор оставался в действии всего несколько недель. При пересмотре дела приговор отменили, и как Уормс, так и Эббот были оправданы якобы из-за недостатка улик. Тем не менее, несмотря на оправдательный приговор, их морская карьера закончилась.  Суд морского ведомства лишил их дипломов. Уормс стал грузчиком и скончался во время второй мировой войны. Эббот закончил свои дни спустя два года после катастрофы в заведении для алкоголиков.

         Только третий подозреваемый, старший радист Роджерс, извлек из катастрофы выгоду на чисто американский манер. В течение многих недель он ежедневно выступал в театре на Бродвее. Перед переполненным залом он зачитывал по рукописи, составленной опытным газетчиком, свои переживания во время пожара на «Морро Касл». В результате он собрал десять тысяч долларов гонорара. В глазах публики он превратился в героя «Морро Касл»… Однако эта слава быстро поблекла и рассеялась. По мере того как название «Морро Касл» стало исчезать с газетных страниц, померкла известность радиста на Бродвее. Над катастрофой постепенно нависла тень забвения. Акты и протоколы покрылись пылью, агенты ФБР перестали думать об убийцах и поджигателях «Морро Касл».

         Прошло три с половиной года. За это время в газетах ни разу не упоминалась трагедия «Морро Касл». Как вдруг 4 марта 1938 года катастрофа снова оказалась у всех на устах. Имя старшего радиста запестрело на газетных страницах огромными буквами. Но теперь его не восхваляли за «героические подвиги», о которых он говорил в театре на Бродвее. Нет, теперь заголовки кричали: «Роджерс поджег «Морро Касл», «Старший радист – убийца на «Морро Касл».

         Что же произошло, что внезапно превратило героя в убийцу и поджигателя? Неужели он признался в своих преступлениях или были найдены наконец улики?

                  Окончание  следует…

 Гюнтер Продойл, перевел  с немецкого А. Коварский.

Журнал «Морской флот», прошлый век.

Написать комментарий