Под килем
29 октября 1847 года шведская шхуна «Флора» с грузом строевого леса вышла из Стокгольма, направляясь в Барселону. Для капитана Лофгрена это был привычный рейс, и он не сомневался в благополучном завершении плавания, несмотря на частые штормы, которые преследовали шхуну. Экипаж ее состоял из восьми человек. Опытные моряки легко справлялись со своими обязанностями, и уже 13 ноября «Флора» вошла в Средиземное море, оставив позади Гибралтар. До порта назначения оставалось меньше четырех суток пути. Утром 16 ноября справа по курсу открылся порт Мальорка. Умеренный попутный ветер позволил шхуне нести полную парусность. На палубе находились трое вахтенных матросов, остальные отдыхали в кубрике. Ничто не предвещало беды. Но около 10 часов утра внезапно налетевший с подветра шквал резко накренил судно. Вахтенные не успели убрать паруса, которые моментально превратились в лохмотья. Рулевой не справился с потерявшим управление судном, и следующим порывом ветра шхуну опрокинуло. Благодаря своему грузу, она осталась на поверхности, несмотря на то, что в трюм попало много воды, и кубрик был почти полностью затоплен. Трое вахтенных оказались в воде. Они попытались взобраться на корпус судна, но каждый раз волны смывали их с днища опрокинутой шхуны. И вскоре они пропали среди пены и волн. А капитан с помощником и тремя матросами оказались в западне – по горло в воде. С большим трудом им удалось перебраться в трюм, где между грузом, упавшим на палубу, и килем оставалось пространство, свободное от воды. Здесь моряки нашли несколько соленых сельдей и маленький бочонок с ромом. Это были все их съестные припасы. Капитан решил экономить еду и выдал каждому по небольшому куску рыбы и по несколько капель рома, чтобы его могли добавить к морской воде и таким «коктейлем» утолять жажду.
Сквозь слой воды в трюм проникал лишь слабый отблеск света, и по нему потерпевшие кораблекрушение могли следить за сменой дня и ночи. Так прошло три дня, рыба кончилась, но голода никто не испытывал, так как всех мучила ужасная жажда. 20 ноября один матрос, не выдержав мучений, решил утолить жажду морской водой. Вскоре у него начались боли в животе, а к вечеру он скончался.
21 ноября стало трудно дышать, кружилась голова, в спертом воздухе почти не осталось кислорода. На следующий день, понимая, что им долго не выдержать, моряки решили пробить днище и подать какой-нибудь сигнал о помощи. Складным ножом им удалось сделать в днище небольшое отверстие. Через него воздух со свистом устремился наружу. Уровень воды в трюме значительно поднялся, но все же шхуна не затонула – она удерживалась на плаву собственным грузом. Убедившись, что им не грозит оказаться на дне вместе со шхуной, по крайней мере, в ближайшее время, моряки стали думать как подать сигнал бедствия.
Чтобы привлечь внимание проходящих судов, они просунули в отверстие выпрямленный обруч с привязанным к нему белым платком. Надежда моряков вскоре оправдалась. Их сигнал заметили рыбаки, вышедшие с острова Мальорка на свой ежедневный промысел. Заинтересовавшись непонятным «флагом» над полузатопленным остовом судна, они подошли к нему и, убедившись, что внутри находятся люди, с помощью топоров вскрыли этот «плавучий саркофаг», как называл свое перевернувшееся судно капитан Лофгрен, и освободили несчастных моряков. Через несколько часов четверка умирающих от голода и жажды моряков была доставлена в госпиталь на острове Мальорка, где они провели больше месяца, восстанавливая свои силы. Корпус же шхуны во время очередного шторма был выброшен на берег острова. Там пролежал он долгое время, пока местные жители не разобрали его на дрова.
Так закончилось семидневное плавание моряков под килем перевернувшейся шхуны.
Ю. Друян. Журнал «Морской флот», прошлый век.