Пульс океана
«Море – обширный резервуар природы… морем началась жизнь земного шара…», — говорил капитан немо своим спутникам, героям романа «Двадцать тысяч лье под водой».
Спросите любого человека, что такое вода, и он, не задумываясь, ответит – жидкость. А на самом деле, это удивительное и непостоянное вещество. В природных условиях она встречается и в твердом, и в жидком, и в газообразном состоянии. Около 98 процентов воды планеты приходится на Мировой океан. Неоценимый вклад в его изучение внесли отечественные ученые. Огромное значение для океанографии имели 28 кругосветных плаваний русских судов, которые были совершены с 1803 по 1857 годы. В двух кругосветных экспедициях под руководством О. Е. Коцебу океанографическими работами занимался физик Э. Х. Ленц, во время плавания корвета «Витязь» — адмирал и ученый С. О. Макаров.
Одной из первых книг, обобщивших все разделы науки о Мировом океане, была «Океанография» Ю. М. Шокальского. В ней писалось: «Труды Коцебу и Ленца представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться».
Четырнадцать морей и три океана омывают границы нашей Родины. С ними связана история страны, ее хозяйство и наука. Сейчас в Советском Союзе океанографическими исследованиями занимается более 50 научных организаций. Все они изучают море и, как образно сказал один из ученых, «держат руку на пульсе океана…»
Одна из характеристик морской воды, важная для судоходства, ее соленость. Больше всего в воде растворено хлористого натрия, то есть обыкновенной поваренной соли. Она, наряду с другими веществами, придает воде горько-соленый вкус. Соленость измеряется в десятых долях процента – промиллях. Например, соленость Черного моря – 17-18 промилль, что почти в два раза меньше, чем в Мировом океане. От солености и температуры зависит плотность морской воды – другой важной физической характеристики.
В 1930 году была заключена Международная конвенция о так называемой грузовой марке, определяющей допустимую, с точки зрения безопасности мореплавания, загрузку судна. Чем хуже метеорологические условия в районе плавания, чем чаще бьется пульс Океана, тем выше должен быть над водой борт корабля. Согласно конвенции, весь Мировой океан разделен на три зоны – тропическую, летнюю и зимнюю.
На бортах океанских транспортных кораблей наносится грузовая марка – кружок с черточкой, соответствующей летней осадке судна, которая определяется для морской воды плотностью 1,025 тонны на кубический метр. Рядом с кружком приваривается специальный рисунок – «вертикальная гребенка» с пятью зубцами. Три правых соответствуют осадке судна при плавании в одной из трех зон Мирового океана, два левых показывают допустимую осадку теплохода в пресной воде.
Правила о грузовой марке соблюдаются очень строго. Иначе нельзя. Нарушение их может привести к аварии, особенно при плохой погоде. Разыграется стихия, волны обрушатся на перегруженное, низкосидящее судно, срывая на своем пути люковые закрытия. Следующий вал бурным потоком, хлынет, в раскрытые трюмы, теплоход потеряет плавучесть и затонет.
Поэтому портовые власти бдительно следят за тем, чтобы судно не вышло из порта перегруженным, как говорят моряки, «утопив грузовую марку», то есть сев в воду ниже допустимого для предстоящего района плавания «зубца гребенки».
Каждый новый рейс, даже проходящий через уже известные по предыдущим плаваниям зоны Мирового океана, не похож на предыдущий – меняются соленость, плотность воды, метеорологическая обстановка. Океан – изменчив и преподносит судоводителям самые неожиданные сюрпризы.
Во введении к книге «Путешествие на бриге «Рюрик», выпущенной 160 лет назад, Коцебу писал: «Хотя тысячи кораблей бороздят (океан) во всех направлениях, совершают короткие и длинные рейсы, мы еще мало знаем о многочисленных важных свойствах этой огромной водной массы, которая покрывает две трети поверхности нашей планеты».
Эти слова справедливы и сегодня, хотя за прошедшие десятилетия наши знания о Мировом океане несравненно расширились.
Продолжение следует…
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.