Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

«Ракеты» летят над Волгой

Автор Admin Опубликовано: Май - 28 - 2016

«Ракеты» летят над Волгой

           Теоретические работы выдающихся советских ученых – академиков Н. Е. Кочина, М. В. Келдыша и М.АА. Лаврентьева по аэродинамике, гидромеханике и гидродинамике позволили практически решать многие вопросы строительства крылатых судов. Разработанные ими математические положения используются при создании малопогруженных крыльев. Среди них важную роль играет свойство снижения подъемной силы при приближении подводного крыла к поверхности воды.

            В 1943 году  со стапелей завода «Красное Сормово» сошел первый в мире катер на малопогруженных подводных крыльях, а в 1949 году спущена на воду первая самоходная модель пассажирского теплохода, скорость которой достигала 40 узлов. Спустя восемь лет появилось первое отечественное судно на подводных крыльях – теплоход «Ракета», открывший линию Горький – Казань. Уже через год это судно получило золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Создатель теплохода, инженер Р. Е. Алексеев, стал лауреатом Государственной премии СССР. С тех пор летят крылатые «Ракеты» над  Волгой и другими реками страны. Большим спросом пользуются эти суда за границей. В частности, они  эксплуатируются на Темзе, на линии лондонские доки – Гринвич.

            Корабли на подводных крыльях позволили значительно увеличить пассажирские перевозки по воде, сократить их время. Одно такое судно может заменить три-четыре обычных. Скорости, близкие к скоростям наземного транспорта, дали возможность СПК успешно конкурировать с автобусами и поездами, а иногда и с самолетами местных линий.

            Первенец крылатых судов – «Ракета» (скорость – 33 узла) предназначена для перевозки 66 пассажиров, которые размещаются в авиационных креслах одного большого салона, занимающего всю носовую и среднюю часть судна. «Ракета» имеет почти плоское днище с клинообразным выступом – реданом и вертикальные борта. Двигатель сдвинут от середины корпуса немного в корму, над ним – рулевая рубка. Внутри корпус разделен на нижний прочный понтон и верхнюю легкую надстройку. Все части судна, кроме крыльев, сделаны из дюралюминия и соединены клепкой. Толщина листов и профилей – от 1,5 до 3 мм и только фундаментные балки под двигателем имеют толщину 4 мм. Все помеще-

ния на «Ракете» изолированы капроновой ватой и обшиты двухмиллиметровой фанерой. Поверх фанеры салон оклеен искусственной кожей, пол покрыт линолеумом.

            Во время движения судно опирается на носовое и кормовое прямоугольные крылья, сделанные из нержавеющей стали. Каждое из них крепится к корпусу ножевидными стойками.

            «Ракета» приводится в движение дизелем мощностью 1000 лошадиных сил. На этих судах дизели делают 1700 оборотов в минуту, поэтому винты судов кавитировали: на них образовывались пузырьки воздуха и пара, которые в дальнейшем лопались, и вода с большой скоростью устремлялась на их место и с такой силой ударяла о лопасти, что выбивала частицы металла. После нескольких месяцев эксплуатации СПК приходилось поднимать из воды и заплавлять изъеденную поверхность винта. В дальнейшем, установив более широкие лопасти, это явление удалось устранить.

            Особо надо сказать о судне «Буревестник», ставшем родоначальником серии СПК, на которых винты были заменены водометными движителями. «Буревестник» берет на борт 150 пассажиров.

            Успех эксплуатации «Ракет» позволил создать целый ряд таких отечественных судов на подводных крыльях, как «Спутник», «Чайка» и другие.

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.

razdelitel

    До развала Советского Союза,  по маршруту Скадовск – Одесса и обратно ходили высокоскоростные суда типа «Комета». Помню слоган на рекламных плакатах — «3 часа и 40 минут и вы в Одессе ». Тогда это не раздражало, потому что висело обычно у касс продажи билетов.  Сама несколько раз так возвращалась из Одессы домой. Поезд в Одессу приходил рано утром, а «Комета» отправлялась в Скадовск в 17 с чем-то. Поэтому практически целый день приходилось «гулять» в районе порта, Потемкинской лестницы и Приморского бульвара. Но я об этом никогда не жалела. Однажды мимо скамейки, где мы с подружкой коротали время до рейса, прошел сам Борислав Брондуков. Я была в таком ступоре, что даже не додумалась попросить автограф). А когда мы, в каком году уже не помню,   прогуливались по Приморскому бульвару, увидели как снимают кино. Позже уже узнала в фильме «Зеленый фургон» — это была сцена парада. Харатьяна там я не заметила, но хорошо помню Александра Демьяненко и Константина Григорьева.

            А что касается судов на подводных крыльях, помню в порту были небольшие катера, типа «Невка», ну очень быстрые)))

Написать комментарий