Репортаж из будущего
…Одесса – Марсель – Лондон – Нью-Йорк – Токио – Находка и снова… Одесса. Это всего лишь отметки на штурманских картах современных скоростных судов, плавающих в составе флота Черноморского морского пароходства. Их скорость не сравнить со скоростью пароходов Фултона, и все же она очень мала по сравнению со скоростью самолетов. Морской транспорт не топчется на месте, не стоит на точке замерзания, с каждым годом он все более развивается и совершенствуется. Коммунистическая партия и Советское правительство в каждой пятилетке предусматривают дальнейший его рост и перевооружение.
Об этом свидетельствуют и прогнозы развития мирового судостроения и мореплавания, составленные на 2000-й год и первое десятилетие XXI века. Однако заниматься прогнозами в эпоху научно-технической революции весьма сложно – необходимо точно оценивать перспективу.
Чтобы представить себе будущее строительства современного флота, познакомимся в общих чертах с проектами судов 2000-го года. Конечно, время внесет свои коррективы и в эти проекты. Но скорее всего скоростной транспорт будущего понесется над водой, почти не касаясь гребней волны, «опираясь» на мощные воздушные струи, или же поплывет под водой, используя энергию атома.
Современные тысячетонные пассажирские лайнеры, танкеры и грузовозы ощущают удары, наносимые ветром и волнами, а подводным кораблям практически не страшны ни штормы, ни тайфуны, ни ураганы. А если ощутится под водой их грозное дыхание, можно опуститься на глубину, сменить неспокойный слой водной толщи на более безопасный. ВВ этом еще одно преимущество подводных транспортов, создание которых специалисты относят к 1990 году, а широкое использование их на морских дорогах – к началу XXI века. Грузоподъемность подводных судов достигнет 10 тысяч тонн, скорость хода – 35 узлов.
В 1950 году был составлен прогноз развития морского транспорта. За прошедшие годы он в значительной мере оправдался. Многое изменилось на морских перекрестках: появились скоростные грузовые суда, быстроходные пассажирские лайнеры, контейнеровозы. Создание новых форм корпусов позволило освоить большие скорости при меньших затратах энергии. Развитие танкерного флота шло в другом направлении. Строительство стотысячников, а затем и гигантов водоизмещением от 200 до 400 тысяч тонн доказало, что экономичность этого вида судов увеличивается пропорционально их размерам, даже если скорость танкеров не превышает 16-18 узлов.
Уже составлен прогноз развития морского транспорта на следующее 25-летие. Судя по всему, суда будут еще более специализироваться по роду и виду транспортируемого груза, по дальности и направлению грузопотоков. Так, например, совсем недавно на океанские дороги вышел еще один необычный корабль – щеповоз. Само название свидетельствует о том, какой груз оно перевозит. В 1975 году два таких судна стали в строй морского флота СССР.
Плавание в Арктике и Антарктиде, разработка подводных залежей минералов, морская добыча нефти и газа приведут к освоению новых – в прошлом нетрадиционных для судоходства – районов моря. Это вызовет появление специализированных судов с увеличенной грузоподъемностью и большей скоростью хода. Значительная отдаленность полярных районов плавания от крупных портовых центров, их безлюдность, трудность широкого заселения и строительства мощных гидротехнических сооружений приведет к комплексной механизации и автоматизации грузовых операций в море или у кромки ледяного континента с помощью мощных судовых грузоподъемных устройств.
У сухогрузных судов грузоподъемность и скорость, вероятно, распределится так: крупный контейнеровоз (дедвейт – 80 тысяч тонн, скорость – 36 узлов) за один рейс сможет доставить на континент свыше 3000 стандартных 20-тонных контейнеров. Судно с горизонтальной погрузкой типа ро-ро (дедвейт – 50 тысяч тонн, скорость – 31 узел) будет перевозить крупногабаритные грузы и колесную технику. Лихтеровоз (дедвейт – 100 тысяч тонн, скорость – 30 узлов) обеспечит транспортировку речных барж через океаны.
Развитие получат катамараны на воздушной подушке, которые привлекают своей высокой остойчивостью, вместимостью палуб и маневренностью. Вероятно, катамараны будут выполняться в двух основных вариантах: пассажирском и грузовом.
В первом случае корпуса двух боковых лодок, в которых разместятся пассажирские каюты, соединит между собой центральный пассажирский салон. В нем предполагается установить кресла авиационного типа. В каютах и салоне одновременно смогут находиться около 1000 человек. Длина лайнера будет около 80 метров. В носу разместятся заборники мощных вентиляторов, которые двигателей – в гондолах, вынесенных на пилонах в корму, будут вращать многолопастные воздушные винты. Скорость достигнет 90 узлов, при высоте движения над водой 3,5-4 метра. Быстроходность и комфортабельность лайнера привлечет к нему не только туристов, но и деловых людей.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.