Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Репортаж из будущего — 2

Автор Admin Опубликовано: Октябрь - 8 - 2016

Репортаж из будущего — 2

          Морской грузовой СВП сможет перевозить более 400 тонн груза со скоростью 100  узлов. Расстояние  между Европой и Америкой такое судно покроет за 20 часов, что в 10 раз быстрее обычного морского транспорта. Правда, для последнего пятиметровая волна не помеха, а СВП в данном случае придется отстояться у причала и выйти в море при высоте волны не более 3,5 метра. Вынужденный простой с лихвой окупится на переходе. Предусмотрены два варианта разгрузки судна – у специальных причалов, если СВП не оборудовано посадочным шасси, или на суше, когда корабль снабжен «башмаками» на воздушной подушке для посадки на грунт.

            Выход этих судов на регулярные линии связан с созданием для них специализированных портов и причальных сооружений, площадок с твердым покрытием и спуском к вводе – целого комплекса гидротехнических сооружений, которые будут во многом отличаться от обычных грузопассажирских причалов.

            Возможно появление и трехкорпусных судов (типа «трисек»), которые представляют собой новый шаг в создании полупогруженных транспортных кораблей со скоростью хода более 40 узлов.

            На некоторых постоянных линиях найдут применение составные суда – мощные морские транспорты, предназначенные для перевозки большого количества леса или жидкого груза. Они позволят более эффективно использовать буксиры-толкачи для доставки в порт назначения массовых грузов. Скорость этих судов будет около 18 узлов.

            Выход в океан катамаранов на воздушной подушке, судов типа «трисек» и составных скоростных транспортов специалисты относят к 1990 году. «Конечно, неожиданные открытия и изобретения могут резко изменить характер прогноза. Достаточно напомнить о том, как внедрение реактивных двигателей резко перечеркнуло множество прогнозов о темпах развития скоростей самолетов», — подчеркивает академик В. М. Глушков.

            Трудно порой предвидеть, как повлияет на увеличение скорости какое-либо частное усовершенствование. Например, на французском научно-исследовательском судне «Теребел» был установлен новый движитель – гидропульсатор. Эффект в нем достигается за счет возвратно-поступательного движения плоской пластинки, приводимой в движение гидроплунжером. По имеющимся данным, эта конструкция в два раза выгоднее, чем винты. Если результаты подтвердятся, то скорость транспортных судов при той же мощности возрастет на три-четыре узла.

            Для скоростных судов важную роль играет создание новых источников энергии. Раскрытие некоторых тайн живого организма и их дальнейшее детальное изучение может привести к разработке экономичных способов получения энергии из биохимических элементов. Это связано с созданием электрических батарей, электроды которых находятся в сосуде, содержащем бактерии и запас корма. Один из простейших элементов такого типа можно создать, используя в качестве электродов медную и алюминиевую пластинки, опущенные в водный раствор смеси дрожжевых грибков. Возникающий при этом процесс брожения сопровождается выделением электрической энергии. Создаются и солнечные «биобатареи» на основе фотосинтезирующих микроорганизмов…

            Ученые работают и над проблемой использования для скоростных судов приспособлений, благодаря которым рыбы снижают гидродинамическое сопротивление воды и развивают высокие скорости при минимальной затрате энергии. Это – не только особенности формы тела и характер его поверхности, но и свойства прилегающих к нему слоев воды. Рыбы выделяют в воду высокомолекулярные соединения – слизь, которая оказывает существенное влияние на поток воды; движущийся вдоль их тел. О гидродинамической роли слизи знали еще в 1903 году, но изучали ее лишь  гидробиологи и, пожалуй, никто не предполагал, что ею заинтересуются корабелы для достижения высоких скоростей транспортных подводных судов.

            Исследование роли некоторых белковых компонентов покрытий рыб для снижения гидродинамического сопротивления встречного потока воды привело к открытию нового явления. В раствор добавляли небольшое количество высокомолекулярных веществ – полимеров. На основе полученных данных был предложен новый способ уменьшения сопротивления воды при движении судна. Полимер выпускался из носовой цистерны, проходил вдоль корпуса, обеспечивая уменьшение трения воды, и всасывался в кормовую цистерну для повторного использования. Чувствительные датчики, расположенные по корпусу судна, следили за концентрацией полимера в воде и автоматически обеспечивали ее стабильность. Однако сильно разбавленный раствор полимеров в значительной мере уносился попутным потоком, что приводило к немалому его расходу.

            И все  же расстаться с мечтой о полимере – «ускорителе» корабелам не хотелось. Ведь по расчетам ученых высокомолекулярные  вещества позволяют при том же расходе топлива увеличить дальность рейса в два раза. Поэтому поиски новых полимеров продолжаются, но уже с иных позиций. Исследователи стали изучать влияние химической природы слизистых покрытий  рыб – природного полимера – на эффективность снижения гидродинамического сопротивления. Изучение биополимеров – новое, очень перспективное направление в науке. Оно позволит выработать рекомендации для создания синтетических аналогов «рыбьей слизи» и использовать ее в мореплавании.

       Новые типы кораблей с необычными формами корпусов, покрытых биополимерными составами, увидят в будущем океаны.

       Попытаемся и мы заглянуть в завтра.

Продолжение следует…

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.

 

Написать комментарий