Репортаж из будущего — 3
На огромной – во всю стену – цветной рельефной карте Атлантического океана зажглось информационное табло. Рубиновый луч прочертил сообщение о рейсе Гидрополис – Континент. Роботы мелодичными голосами продублировали информацию на английском, русском, французском, испанском языках, на хинди и бамбара. Это сообщение предназначается для туристов, посетивших огромный заякоренный океанский город-порт Гидрополис. Многочисленные пирсы и причалы, склады и судоремонтные мастерские, кафе и отели, зеленые скверы и голубые бассейны – все это покоится на плавучем основании, собранном из стандартных пластиковых, армированных сталью барж.
Атомная электростанция, снабжающая по подводным кабелям город-порт энергией, плавает несколько в стороне, опираясь на понтоны – стальные параллелепипеды, почти полностью погруженные в море. Мощный плавучий волнолом с лазерными маяками надежно ограждает энергетический центр порта от всяких случайностей.
Несколько особняком находится городской космодром для приема транспортных ракет и причальная мачта для пассажирских дирижаблей, доставляющих в город туристов.
Космодром покоился на особопрочных стабилизирующих поплавках, которые поддерживают многотонные бетонные плиты взлетного поля. Оно способно принимать и трансокеанские авиалайнеры.
Лишь только прозвучало сообщение, как отовсюду – с обозревательных площадок понтонов атомной электростанции, наблюдательных вышек, стеклянных подводных галерей потянулись на пассажирские причалы туристы. «Пионер» — белоснежный океанский катамаран на воздушной подушке – уже ожидал участников рейса. Заняты места, утихла посадочная суета. И вновь зазвучали разноязычные голоса роботов: «Рейс «Пионера» через Атлантический океан займет у вас тридцать часов. Средняя скорость полета над водой – около 80 узлов. К услугам отдыхающих…»
А в это время у другого причала грузится транспортный «трисек». Водоизмещение судна – 100 тысяч тонн. На его широкие палубы прочного моста, соединяющего три корпуса, и в глубокие трюмы один за другим «плывут» контейнеры – они движутся на воздушной смазке. На конвейере может одновременно находиться до 300 «телеглаз» наблюдает диспетчер. Его пульт соединен с электронно-вычислительной машиной. Она хранит в своей емкой «памяти» все варианты погрузки и предоставляет в распоряжение диспетчера самый лучший из возможных каргопланов для данного типа судов.
Свои заботы у диспетчера глубоководных причалов. К ним по лучу лазерного «лоцмана» идут одновременно три сверхбольших корабля-«миллионера». Лучшие варианты швартовки уже отработаны и, руководствуясь ими, лазерный «лоцман» автоматически подводит суда к причалу. Один «миллионер» привез зерно, два других – нефть.
Диспетчеру надо позаботиться о приемке нефти и складировании зерна, выслать на суда представителей портового дозиметрического контроля, а на зерновоз – еще и инспектора по карантину сельскохозяйственных растений.
Меньше хлопот, когда жидкий груз доставляется в синтетических плавучих емкостях, которые, словно гигантские планеры, парят на трехметровой глубине, послушно повинуясь мощным полупогруженным буксирам. С плавучими емкостями не торопятся – ведь они сами «складские помещения». Буксир отвел емкости за волнолом, поставил их на якоря, и ему можно снова заниматься оперативными делами.
Какое же процентное соотношение в этом рассказе прогноза и фантастики? Попробуем разобраться даже в мелочах.
Начнем с рельефной карты Атлантического океана. Подобная батиметрическая карта «Рельеф дна Тихого океана» издана в Москве в 1964 году. Город-порт Гидрополис на баржах-понтонах заложен в проекте западногерманского архитектора Дернаха, а его собрат Акваполис был воплощен в металле на Всемирной выставке «Экспо-75». Атомная электростанция на понтоне строится в США и должна вступить в строй в 1980 году. Подводные галереи демонстрировались на той же «Экспо-75». Суда-миллионеры, атомные силовые установки на кораблях, контейнеры на воздушной подушке, лазерные маяки, лазерные лоцманы и «телеглаз», замыкающиеся на ЭВМ, синтетические плавучие емкости – все это нельзя отнести к области научной фантастики. Они уже либо встречаются в жизни, либо воплощены в проектах, которые будут осуществлены в ближайшие 20 лет. Только океанские катамараны на воздушной подушке, летящие над волнами со скоростью 90 узлов, да их грузовые собратья водоизмещением 100 тысяч тонн следует отнести к проектам, стоящим на грани прогноза и фантастики, да еще, пожалуй, плавающий космодром…
Впрочем, почему к фантастике?
Не так давно создан проект грузопассажирского трансатлантического «летающего катамарана». Его автор – швейцарец Вейланд. Этот «гибрид» длиной более 200 метров с турбиной мощностью 200 тысяч лошадиных сил, по мнению автора, сможет за 30 часов, несясь над волнами на высоте до шести метров, перевезти 300 пассажиров из Лондона в Нью-Йорк. Пока судить о времени воплощения этого проекта в жизнь рано. Но ведь многие расчеты уже произведены.
Конечно, описанные проекты – лишь незначительная часть существующих. Время, творческий гений несомненно внесут много нового в проекты кораблей 2000-го года и ХХI века.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.