Роковая ошибка капитана-2
Уверенность «полярного волка»
В середине 1957 года заказ на постройку нового теплохода был выдан знаменитой судо- и машиностроительной фирме «Бурмейстер ог Вайн», цехи, склады, стапели которой раскинулись на острове Амагер среди старинных и новейших жилых домов, арсеналов, пакгаузов, портовых и припортовых сооружений.
Новый теплоход рождался на одном из стапелей неподалеку от пирса, где на вечной стоянке был ошвартован знаменитый парусно-паровой фрегат «Ютландия», отличившийся в датско-прусских войнах. Работы велись быстрыми темпами, и примерно через год с небольшим в торжественной обстановке теплоход был спущен на воду. Разбив о форштевень традиционную бутылку шампанского, «крестная мать» нарекла его именем датского героя – «Хансом Хедтофтом».
Теплоход еще стоял у достроечного пирса, а столичные газеты писали, что скоро Гренландия благодаря открытию новой трансарктической линии станет ближе к Дании, что «Ханс Хедтофт» официально вступил в состав датского торгового флота. Его постройка обошлась в три с половиной миллиона крон. Теплоход имел водоизмещение в 3000 тонн и был рассчитан для зимней навигации. Судно было снабжено двойным днищем, семью водонепроницаемыми переборками, усиленным набором и ледовым поясом из специальной стали. Теплоход имел новейшее навигационное оборудование и радиолокационную аппаратуру, непотопляемый моторный бот, спасательные шлюпки, автоматические надувные плоты с аварийным снаряжением. Судно отвечало самым высоким требованиям как датских страховых обществ, так и Регистра Ллойда.
Первый рейс нового теплохода был назначен на январь 1959 года, а его капитаном – опытнейший датский судоводитель Раусс Рамуссен. Тридцать два года он плавал в полярных морях и, как никто другой, знал все их коварные особенности. За свою долгую службу он не раз попадал в опасные переделки, но всегда благополучно выходил из них. Помимо диплома «экстра-мастера», он имел еще неофициальное прозвище «полярный волк».
Принятие нового судна было обставлено весьма торжественно. Произносились речи и тосты, высказывались похвалы в адрес заказчика, судостроителей и капитана.
В ответном слове капитан Раусс Рамуссен поблагодарил за оказанное ему доверие, заверил, что оправдает его. Он заявил, что вступление в строй нового теплохода «произведет революцию в плаваниях в Арктику», что теплоход «абсолютно надежное, совершенное судно, которое великолепно себя покажет» и что он, Раусс Рамуссен, уверен в безопасности предстоящих рейсов и гарантирует «полную безопасность всем, кто будет находиться на его теплоходе».
В назначенный день – 8 января 1959 года – в торжественной обстановке, провожаемый добрыми напутствиями и гудками судов, «Ханс Хедтофт» снялся из Копенгагена на Готхоб – столицу Гренландии.
Юрий Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.