Роковой поворот штурвала
31 мая 1878 года командующий германской броненосной эскадрой Северного моря контр-адмирал фон Батш послал на имя морского министра подробный рапорт. Он начинался так:
«Вслед за отправленной из Фолкстона телеграммой считаю своим печальным долгом довести до вашего сведения некоторые подробности гибели броненосца «Гроссер Кюрфюст», происшедшей сегодня в результате столкновения с броненосцем «Кёниг Вильгельм». Катастрофа эта произошла в ту минуту, когда, пройдя Дувр, эскадра в 10 часов утра взяла курс на Дандженес, и я, спустившись вниз на несколько минут с палубы, тотчас же снова возвратился на нее. Выйдя на палубу, я увидел, что «Курфюст» стоит поперек нашего курса, перед носом флагманского корабля, и столкновение между ними мне показалось неизбежным. Оно действительно тотчас же и произошло таким образом, что таран «Вильгельма» ударил в кормовую подводную часть «Курфюста», пробил ее, и, хотя поврежденный корабль тотчас же удалился, но в то же время он так быстро стал наполняться водой, что намерение командира с помощью разведенных паров поставить его на мель и таким образом спасти от окончательной гибели оказалось неисполнимым. Корабль заметно кренился, совсем провалился на бок, вода хлынула в него через борт, и вслед за тем он пошел ко дну… ».
Гибель броненосца «Гроссер Кюрфюст» уже сто лет продолжает оставаться классическим примером того, когда в течение нескольких секунд судоводитель должен принимать единственно верное решение, отдавать ясную точную команду и строго следить за ее исполнением. В этом конкретном случае одно непонятое рулевым слово привело к гибели нового мощного корабля и почти трехсот моряков. И поскольку этот случай содержит в себе и внезапность сложившейся ситуации, и необходимость принятия быстрого решения, и элемент человеческой ошибки, расскажем о нем подробно.
В начале 1878 года в состав военно-морского флота Германии вошли три новых броненосца – «Гроссер Кюрфюст», «Кёниг Вильгельм» и «Пройссен». Первый из них, построенный на верфи в Вильгельмсхафене, — башенного типа с полной корабельной оснасткой, водоизмещением 6663 тонны, длиной 370, шириной 52 и высотой борта 24 фута, скоростью хода 14 узлов.
28 мая немецкая эскадра вышла из военного порта Вильгельмсхафен с визитом дружбы в английский порт Плимут. Головным шел «Кёниг Вильгельм», с правой его стороны, несколько позади траверза, следовал «Гроссер Кюрфюст», а в кильватере – «Пройссен». Расстояние между первыми двумя кораблями составляло 110 ярдов.
В Английском канале стояла ясная погода, море было спокойным, дул легкий ветер. Когда эскадра подошла к Фолкстону, в районе Сэндгейта, с флагманского корабля заметили, как два парусных корабля, идущих крутым бейдевиндом левого галса, пересекали курс эскадры. Согласно существовавшим в те годы международным правилам для предупреждения столкновения судов в море «Гроссер Кюрфюст» (он был ближайшим из эскадры к берегу) должен был уступить дорогу встречным парусникам. Броненосец повернул вправо, чтобы обойти встречные суда, а через некоторое время снова круто повернул влево, чтобы занять в строю прежнее положение.
Вахтенный «Кёнига Вильгельма» сначала намеревался пересечь курс встречным судам, но, увидев, что для такого маневра недостаточно места, повернул вправо, пропуская их вперед. Таким образом, «Кюрфюст» оказался перед носом флагманского корабля перпендикулярно его курсу. Вахтенный офицер «Кёнига Вильгельма», способный моряк и опытный штурман, после выполнения поворота вправо отдал команду переложить руль в положение «прямо», рассчитывая, таким образом, отвернуть немного влево, пройти вдоль борта «Кюрфюста» и занять в строю эскадры свое прежнее место.
Именно в эту минуту произошла роковая ошибка. Фон Батш писал: «… «Кюрфюст» значительно уклонился вправо и, пропустив парусное судно уже поворачивал на прежний курс. Тот же маневр должен был быть сделан и флагманским кораблем «Вильгельм», но случившаяся на нем роковая ошибка и противоположный отданному приказанию поворот штурвала привели к страшной катастрофе».
Лев Скрягин. Газета «Водный транспорт», прошлый век.
Рано или поздно, но каждый хозяин квартиры или дома делает в оной ремонт. При большом выборе материалов для ремонта этот творческий процесс доставляет удовольствие. Шпаклевка, окраска, бурение отверстий, оклеивание стен обоями или обивка гипсокартоном — это лишь неполный перечень работ при ремонте.