Семья морских СПК
Суда на подводных крыльях хорошо зарекомендовали себя и на морских прибрежных линиях. Уже сейчас количество пассажиров, доставленных в порты Черноморского побережья на «Кометах» и «Вихрях», превышает два миллиона.
Более подробно расскажем об их технических характеристиках. Длина «Кометы» — 35 метров. По высоте корпус разделен на две части. Нижняя состоит из 13 водонепроницаемых отсеков, где размещается топливо, и машинного отделения, в котором установлены два главных двигателя по 1200 лошадиных сил и вспомогательный движок. Машинная установка управляется дистанционно, из ходовой рубки. Верхняя часть судна занята тремя пассажирскими салонами и посадочной площадкой.
Крылевое устройство «Кометы» значительно сложнее, чем у «Спутника», «Чайки», «Буревестника». Оно состоит из четырех крыльев: двух стреловидных носовых и двух прямоугольных – среднего и кормового. Среднее крыло – вспомогательное. Оно сделано из алюминиемагниевого спплава, остальные – из нержавеющей стали. Дополнительное носовое крыло значительно повышает остойчивость судна в момент перехода в режим движения на крыльях, улучшает всхожесть на волну и уменьшает килевую качку. Среднее крыло предохраняет алюминиемагниевый корпус от ударов коротких, но высоких волн.
Эксплуатация «Кометы» в морской воде – агрессивной среде для металла – потребовала тщательной окраски судна и установки на нем магниевых протекторов. Эти меры хотя и защитили корпус от коррозии, однако на крыльях из нержавеющей стали начали интенсивно осаждаться соли. Через 25-30 дней их слой достигал такой толщины, что судно не могло подняться на крыльях. Выход был найден, когда на них нанесли специальную краску и установили изоляторы между стойками и корпусом.
Из морских пассажирских судов более усовершенствованным является «Вихрь». Его длина – 48 метров, вес – 121 тонна, пассажировместимость – 260 человек, скорость – 33 узла. Этот теплоход сохранил основные принципы конструкции и расположения «Кометы». У него такая же крыльевая система с двумя носовыми, средним и кормовыми крыльями, такой же разделенный по высоте корпус с килеватой нижней и яйцевидной верхней частями. Но, в отличие от «Кометы», «Вихрь» — четырехвинтовое судно, на нем установлены четыре двигателя по 1200 лошадиных сил.
Удачная конструкция «Кометы» подтверждается практикой плавания на заграничных линиях. Так, рейс вокруг Европы протяженностью 12 тысяч миль и заходами в 34 порта пятнадцати стран продолжался пять месяцев. Во время перехода судно с успехом противостояло пятиметровым волнам, пытающимся сбить его с курса. Теплоход с честью выдерживал испытание стихией, демонстрируя зарубежным судовладельцам свои отличные мореходные качества. Это, в частности, касается морей, изобилующих мелями и песчаными банками. Когда под судном оказывается мелководье, подъемная сила крыльев повышается, и корабль как бы проскакивает над ним.
Благодаря оригинальной конструкции крыльевой системы, быстроходности, мореходности и экономичности советские суда на подводных крыльях стали популярны во всем мире. Сотни судов и катеров на подводных крыльях, построенные на верфях СССР, успешно эксплуатируются более чем в 40 странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Всесоюзное объединение «Судоимпорт» экспортирует целый ряд теплоходов на подводных крыльях, в том числе речные «Ракета» (на 64 места) и «Метеор» (на 116 мест), морские «Комета» (на 116 мест) и катер «Волга» (на 6 мест).
Эти суда эффективны как на регулярных пассажирских линиях, так и в туристских рейсах. Лучшим подтверждением их больших возможностей являются демонстрационные рейсы теплохода «Комета» из Черного в Адриатическое и Средиземное моря, а также из Черного в Балтийское. Контракты на поставку крылатых судов, подписанные с внешнеторговыми организациями – членами СЭВ и рядом капиталистических государств, служат признанием высоких эксплуатационно-технических качеств советских СПК.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.