Семья морских СПК-2
Вслед за нашей страной к проектированию и постройке судов на подводных крыльях приступили и другие государства. Например, в Соединенных Штатах Америки создан тип СПК «Долфин». По своим техническим данным он близок к «Комете», однако внешне скорее напоминает тупоносый катер, чем современное быстроходное судно.
Между Гонконгом и Макао курсирует построенное американской фирмой «Боинг»двухэтажное судно на подводных крыльях «Джетфойл». Его вес – 106 тонн, пассажировместимость – 284 человека, скорость – около 45 узлов. Вместо гребных винтов на нем установлен водометный движитель. Забортная вода нагнетается в это устройство двумя насосами, которые приводят в движение два газовых турбинных двигателя мощностью 3,3 тысячи лошадиных сил каждый.
В Норвегии построено судно «Экспрессан». Его длина – 37 метров, вместимость – 250 пассажиров, или 150 пассажиров и 8 легковых автомобилей. Корпус разделен на водонепроницаемые отсеки, снабженные аварийными выходами и средствами для тушения пожара. Оно обслуживает гетерборгскую линию.
Среди других конструкциий следует назвать СПК весом 230 тонн, проектируемые СПК весом 1100-1300 тонн, а также СПК парусного и катамаранного типов.
В последнее время получили признание суда с автоматически управляемыми крыльями. Волны, по сути, мало влияют на их подъемную силу. Последняя изменяется автоматически, при помощи датчиков, следящих за положением судна относительно поверхности моря. На носовом и кормовом крыльях, на левом и правом бортах имеются закрылки, автоматически устанавливаемые под различными углами. Они обеспечивают постоянный крен, дифферент, высоту над водой, а также курс судна.
К кораблям с автоматически управляемыми крыльями относится советский газотурбоход «Тайфун». Его длина – 31,4 метра, пассажировместимость – около 100 человек. Две турбины мощностью по 1700 лошадиных сил позволяют ему развивать скорость до 45 узлов при волнении до трех баллов и около 40 узлов – при четырех. Для маневров в порту на корабле имеется вспомогательный двигатель (165 лошадиных сил), работающий на две поворотных колонки с винтами. В отличие от других судов машинное отделение «Тайфуна» находится в кормовой части и поэтому передача мощности на винты происходит с помощью угловых колонок.
С полным правом этот тип СПК можно назвать «гидролетом». У него неограниченный район плавания. Однако для того, чтобы такое судно можно было эксплуатировать на океанских линиях, необходимо значительно увеличить его размеры.
На очереди – отечественное СПК на 250 пассажиров, с мощной энергетической установкой, позволяющей развивать скорость до 40 узлов.
На больших судах трудно применить подводные крылья. Если увеличить размер корабля вдвое, то его вес возрастет в восемь раз, а подъемная сила – всего в четыре раза. Чтобы компенсировать разницу, пришлось бы резко увеличить площадь крыльев или скорость. Если сравнить эсминец с судном на подводных крыльях того же водоизмещения, то окажется, что для достижения скорости эсминца крылатому судну необходимы были бы машины на 10-12 процентов мощнее.
Конечно, инженеры и математики ищут более совершенные формы конструкции крыльев. Однако в настоящее время только специальные корабли, при создании которых экономические соображения отходят на задний план, имеют водоизмещение 300 тонн при мощности 28 тысяч лошадиных сил. Поэтому трудно представить себе, чтобы даже самые совершенные крылья позволили создать суда весом более 300 тонн. А суда на подводных крыльях большего веса, обладающие скоростью свыше 100 узлов – это пока что весьма отдаленные проекты, возможное воплощение которых видится лишь во втором тысячелетии, когда появятся легкие двигатели и специальные суперкавитирующие крылья.
Дело в том, что подводное крыло, находясь в воде, имеет над собой зону пониженного давления. Уже при скорости порядка 40-45 узлов оно настолько падает, что вода, находящаяся в непосредственной близости к обшивке, «закипает» — начинается процесс кавитации, подобный тому, который раньше наблюдался у винтов «Ракет». При этом подъемная сила падает, а крыло подвергается интенсивному износу.
Для улучшения условий работы крыльев применяют специальные клиновидные профили. Кроме того, через стойки в зону пониженного давления подается воздух. Образующийся большой пузырь, изменяя подъемную силу крыла и предохраняет его от повреждений.
Обычные винты не подходят из-за той же кавитации. Вместо них предлагается использовать суперкавитирующие винты или водометы, а также гидрореактивные движители и воздушные винты регулируемого шага.
В скором будущем крылатые суда позволят морскому транспорту достигнуть нового скоростного рубежа, по своим диапазонам почти не уступающего вертолетам.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.