Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Сокровища «Гроувнора»

Автор Admin Опубликовано: Февраль - 25 - 2012

Сокровища «Гроувнора».  15 мая 1782 года парусник «Гроувнор», совершавший рейсы между Британскими островами и Ост-Индией, вышел из порта Тринкомали на о. Цейлон, имел конечной целью путешествие в Англию. На борту, кроме 150 пассажиров и членов экипажа, находился груз с драгоценностями: девятнадцать ящиков с алмазами, изумрудами и сапфирами общей стоимостью (по тогдашним ценам) 517 тысяч фунтов стерлингов, золотые слитки на сумму 420 тыс. и монеты – на 717 тыс. фунтов стерлингов и 1450 слитков серебра.

            4 августа матрос, поднявшийся на форбрам-стеньгу, заметил берег и пену прибоя. Об этом немедленно доложили капитану Коксону, полагавшему, что вверенное ему судно находится пока еще в сотне с лишним миль от африканского побережья. Он немедленно выбежал на палубу и приказал повернуть судно против ветра, но… было поздно: раздался ужасающий скрежет – корабль с хода наскочил на скалы. Случилось это примерно в 750 милях от ближайших голландских поселений, в районе мыса Доброй Надежды.

            Пассажиры и экипаж «Гроувнора» (среди них были и женщины) оказались в неописуемо бедственном положении. С берега дул сильный ветер, грозя унести искалеченный корабль в открытый океан. Тогда в бушующее море, которое отделяло скалы с непрочно засевшим на них «Гроувнором» от побережья, бросились матрос-индиец и два итальянца, отважившихся доставить на берег линь. Один моряк утонул, но двум смельчакам удалось с помощью линя втащить на берег канат и закрепить его за утес. Тем временем из бочек и обломков рангоута на судне спешно сколотили плот, используя который, с помощью протянутого каната удалось переправить на сушу 132 человека.

            В самом начале своего пути к мысу Доброй Надежды пассажиры и члены экипажа «Гроувнора» разделились на три группы, две из которых позже воссоединились, а третья, возглавляемая капитаном Коксоном, бесследно исчезла.

            Первая организованная попытка добыть сокровища с «Гроувнора» была предпринята еще в 1787 году и окончилась полнейшей неудачей. В 1842 годунекий капитан Бауден с десятью ныряльщиками-малайцами провел у места крушения «Гроувнора» десять месяцев. Ныряльщики добрались до палубы затонувшего корабля, но не смогли открыть люки, ведущие во внутренние помещения. Бауден взял крюйс-пеленг «Гроувнора» и сообщил британскому адмиралтейству, по заданию которого он работал, что останки судна быстро погружаются в песок.

            В 1905 году в южноафриканском городе Иоганнесбурге открылась акционерная компания под названием «Синдикат по спасению «Гроувнора». Нанятый ею спасатель Райт потратил одиннадцать месяцев только на то, чтобы установить местонахождение «Гроувнора». Ему удалось отыскать погребенное под наносами судно по деревянным обломкам, добытым из-под песка с помощью бурового устройства. Трофеями Райта оказались 250 монет и 13 пушек.

            Воодушевленные успехом, руководители синдиката решили арендовать земснаряд. Райт сообщил им, что толща песка над «Гроувнором» составляет два-три метра. Когда земснаряд начал работы над отмеченным Райтом местом, углубление, из которого выбирался грунт, так быстро заполнялся новыми массами песка, что добраться до корпуса «Гроувнора» не удалось.

            Тогда Райт решил подобраться к судну со стороны суши и вытащить его на берег, предварительно убрав преграждающие путь несколько сот тонн скальной породы. В ходе работ, однако, погиб один из водолазов. Это обстоятельство, равно как и непобедимый песок, положили конец всему предприятию.

            В 1921 году некто Уэбстер организовал новый синдикат по подъему драгоценностей с «Гроувнора», решив, что его предшественники совершали достаточно ошибок, на которых можно кое-чему научиться. Он намеревался добраться до парусника не сверху, а снизу, проделав тоннель в песчанике, лежащем на дне моря под наносами.

            Останки «Гроувнора» находились в 130 милях от железной дороги, в 50 милях от ближайшего города (Порт-Сен-Джонса) и в 25 милях от ближайшей деревни. Доставка нужного оборудования к месту работ занимала порой до трех месяцев. Невзирая на трудности, руководитель работ Чепмэн, имевший, кстати сказать, большой опыт в прокладке шахт для добычи золота, начал проходку наклонного тоннеля, ведущего к «Гроувнору». Первые 40 метров тоннеля круто уходили под землю – с тем, чтобы дальше его можно было вести почти горизонтально, параллельно морскому дну. Порода внутри тоннеля разрушалась взрывчаткой. Когда в песчанике было пробито 210 метров, Чепмэн определил, что проходчики находятся примерно в девяти метрах от днища «Гроувнора». После этого он велел оборудовать в тоннеле два герметичных отсека, которые должны были выполнять роль воздушного шлюза, когда спасатели выйдут непосредственно к днищу корабля, пробив морское дно снизу. В пробе находящегося под туннелем грунта были обнаружены частицы тикового дерева и свинца – верный признак того, что Чепмэн не ошибся в расчетах.

            Но в этот момент… иссякли денежные фонды синдиката, он распался, и все работы были прекращены, а место, где пробили тоннель, по прошествии лет затерялось в песке.

            Еще несколько попыток добраться до «Гроувнора», в том числе предпринятая уже после второй мировой войны, окончились неудачами. Лишь несколько пушечных ядер удалось достать со дна морского незадачливым кладоискателям.

 

Г. Дмитриев. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

 

Написать комментарий