Соревнование гигантов — 2
Прошло всего два года, и на воду спустили пароход «Оушеник». Он мог развивать скорость до 25 узлов. Однако вибрация, возникающая при его движении, была настолько велика, что эксплуатационную скорость пришлось ограничить 19 узлами. «Оушеник», пожалуй, последний рекордсмен Атлантики, имевший в качестве двигателей только паровую машину. Каждый из двигателей имел по шесть цилиндров: два – высокого давления (по 930 миллиметров) – располагались над цилиндрами низкого давления (по 2700 миллиметров), два – среднего давления (1870 и 2640 миллиметров). Машина работала на насыщенном паре при давлении 16 атмосфер. Диаметр коленчатого вала составлял 635 миллиметров, а его вес превышал 100 тонн.
Существенное влияние на экономичность работы судовой установки оказали водотрубные котлы. Широкое применение на судах нашли конструкции трехугольного типа: с двумя малыми нижними водяными барабанами и одним верхним паровым. Трубки крепились одним концом к водяному, другим – к паровому барабанам. Топка размещалась в пространстве между двумя «пучками» трубок.
В 1896 году английский инженер Чарлз Парсон создал первые судовые турбины и установил их на специально построенном для этого судне «Турбинии». Они непосредственно связывались с гребными винтами и делали 2000 оборотов в минуту. Корабль развивал скорость до 32 узлов. Парсон был первым, кто ввел для снижения числа оборотов так называемые ступени давления. Созданная им турбина представляет собой вал-ротор с венцами лопаток. На корпусе также имелись венцы лопаток, размещенные между лопатками ротора. При этом каждый последующий венец имел больший диаметр, чем предыдущий. Пар, поступающий в турбину, направлялся неподвижными лопатками на лопатки ротора и начинал вращать их. Турбина не имела возвратно-поступательных движений, что обеспечивало повышенную устойчивость работы винта при килевой качке, когда он частично оголялся.
К числу недостатков турбины следует отнести следующие: отсутствие реверсивности (она не может изменить направления своего вращения) и столь высокое число оборотов, что винт «не успевает» поглотить подведенную мощность. Для борьбы с первым недостатком на том же роторе устанавливалось несколько венцов-лопаток с отдельной подачей пара, так называемые турбины заднего хода. Если «закрыть» пар на основные лопатки и пустить его на турбину заднего хода, то вал будет вращаться в обратном направлении.
Сначала турбины устанавливались только на военных судах, но уже в 1901 году был построен первый грузовой турбоход, через несколько лет спущены на воду трансатлантический турбоход «Викториан» и лайнер «Кармания». У этих судов турбины непосредственно соединялись с валами гребных винтов, скорость вращения которых не должна была превышать 200-300 оборотов в минуту. Чтобы повысить экономичность силовых установок, на судах стали применять многократное расширение пара и устанавливать турбины высокого, среднего и низкого давления.
В 1903 году начался очередной раунд гигантомании. Был построен один из самых известных трансатлантических лайнеров – «Мавритания». Это судно по своим размерам превосходило «Грейт Истерн». Длина его равнялась 232 метрам, ширина – 26,8 метра, водоизмещение 41500 тонн. 25 котлов обслуживала целая армия кочегаров – 324 человека. На «Мавритании» было установлено 4 винта и 6 турбин. На бортовых винтах стояли турбины высокого давления, а на внутренних – среднего и низкого. Все они отличались большими размерами и весом. Диаметр турбины низкого давления равнялся почти четырем метрам, а вес ротора превышал 125 тонн. Два машинных отделения судна размещались ниже ватерлинии и были защищены бункерами. Лайнер развивал скорость 25 узлов.
С «Мавританией» соперничали «Титаник» и «Олимпик» — два трехвинтовых судна с комбинированной машинной установкой. Два крайних винта у них вращались при помощи паровых машин, а средний – турбиной, использовавшей отработанный в машине пар.
О трагической гибели «Титаника» известно всем – он налетел на айсберг. «Олимпик» потерпел аварию, столкнувшись с крейсером «Хоук». Они шли встречным курсом. В результате образовался «канал» с повышенной скоростью течения. При этом давление в «канале» (в соответствии с законом Бернулли) упало, и крейсер, потеряв управление, «присосался» к корпусу «Олимпика».
С «Мавританией» пытались конкурировать и более крупные суда «Бисмарк», «Император» и «Фатерланд». Это были лайнеры с трехярусными прямоугольными рубками и палубами. После первой мировой войны они получили новые имена – «Беренгария», «Левиафан» и «Мажестик».
В 20-х годах самым скоростным судном по-прежнему оставалась «Мавритания». Этому в значительной степени помогло то, что вместо угля в топках стали сжигать мазут. В результате втрое уменьшилось количество кочегаров, вдвое – число труб.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.