Соревнование гигантов — 4
Примерно такая же судьба была уготована и трансатлантическому лайнеру «Франс». С самого начала его строительства было ясно, что неэкономично спускать на воду судно, более быстроходное, чем «Юнайтед Стейтс», и более крупное, чем «Куин Элизабет». Но престиж есть престиж. В чем-то новый корабль должен был превосходить уже существующие. Этого требовала шумная реклама. В чем же именно?
Выбрали вариант постройки самого длинного (316,5 метра) пассажирского судна. Мощность силовой установки «Франса» — 160 тысяч лошадиных сил, что позволяет ему развить большую скорость – 31 узел. На испытании она достигла даже 34 узлов, но при этом наблюдалась значительная вибрация корпуса. Для обеспечения турбин паром на «Куин Мери» было 24 котла, на «Франсе» их потребовалось 8. Это говорит о том техническом прогрессе, который достигнут за последние десятилетия в котлостроении. Корпус «Франса» обтекаемый, резко выделяются его высокие сужающиеся кверху трубы с «крыльями». Специальные устройства направляют дым исключительно в «крыло» подветренного борта.
Судно было рассчитано только на обслуживание богатых пассажиров. Не случайно его назвали «плавучим дворцом для миллионеров». Однако в 1974 году компания – владелец лайнера – подсчитала, что убытки, связанные с «Франсом», достигли 120 миллионов франков и объявила о выводе судна из эксплуатации.
Многие судоходные компании мира стараются избавиться от дорогостоящих судов. Так, в Соединенных Штатах Америки несколько лет стоят на приколе крупнейшие однотипные лайнеры «Индепенденс» и «Конститьюшн» (каждый по 20270 регистровых тонн). Огромными буквами можно вывести на их бортах только одно слово: «Продаются». Выведено из эксплуатации и английское судно «Ауриол» (14083 регистровых тонны). Оно было продано на слом, но затем перекуплено одной компанией, которая предполагает использовать его для массовых перевозок паломников. Такая же участь постигла «Карибию» (34183 регистровых тонны).
Норвежские судоходные компании «пустили с молотка» два новых пассажирских лайнера «Си Венчур» и «Айленд Принцесс» (каждый по 19900 регистровых тонн).
Крупнейшее итальянское пассажирское судно «Микельанджело», спущенное на воду в 1965 году, также завершило свою морскую карьеру. И это несмотря на то, что его строительство обошлось в 45 миллиардов лир. За десять лет эксплуатации оно так и не оправдало средств, которые были затрачены на его сооружение. Аналогичная судьба и другого пассажирского судна Италии «Раффаэло».
В настоящее время такое же положение сложилось в ФРГ, Швеции, Голландии и других государствах. Причина? Она кроется в самой сути капиталистического общества. Кризис пассажирского флота – лишь частное проявление общего кризиса этих стран.
Семизначными цифрами исчисляется количество безработных в ряде стран Западной Европы и в США. Ряды их пополняют моряки, уволенные с демонтированных, поставленных на прикол или проданных на слом судов, и портовые рабочие, занятые в прошлом их обслуживанием на берегу.
Нокаутирующий удар суперлайнерам нанесла авиация. До 40-х годов ХХ века она не могла претендовать на главную роль в перевозках людей через Атлантику. В 1948 году 70 процентов пассажиров воспользовалось услугами морского транспорта, и только 30 процентов – воздушного. Но уже спустя 20 лет благодаря быстроте и надежности реактивных воздушных лайнеров это соотношение резко изменилось. 85 процентов пассажиров предпочли воздушное путешествие морскому. Реактивная авиация сократила время пребывания над Атлантикой до 6 часов, а стоимость авиабилета в то же время уменьшилась наполовину по сравнению с ценой билета на трансатлантическое пассажирское судно.
Сыграл свою роль и энергетический кризис, который в 70-х годах потряс капиталистический мир. В результате резко повысились цены на топливо. Это особенно остро отразилось на пассажирском флоте. Лайнеры, курсировавшие между Европой и Новым Светом, сходят со сцены. В 1976 году 12 миллионов пассажиров пересекли Атлантику воздушным путем и всего 25 тысяч – морем.
Конечно, и в дальнейшем авиация будет брать на себя львиную долю трансатлантических пассажиров. Но, с другой стороны, жизнь свидетельствует, что она все же не сможет полностью вытеснить пассажирские суда. Для делового человека, пересекающего Атлантику, скорость – важнее всего. А для людей, которые желают приятно провести свой отпуск? Для них, соответственно, привлекательней путешествие по морю. Кроме того. В послевоенные годы самое широкое распространение получил морской туризм – круизы. Именно эти обстоятельства свидетельствуют о том, что еще рано прощаться с трансатлантическими судами или сдавать в архив проекты пассажирских суперлайнеров.
Но как бы там ни было, а «Юнайтед Стейтс», «Франс» и им подобные скоростные пассажирские суда недавнего прошлого – последние трансатлантические скороходы, которые десятилетиями соревновались за обладание Голубой лентой Атлантики.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.