Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Так начинались танкеры

Автор Admin Опубликовано: Май - 21 - 2012

Так начинались танкеры

         В мировом торговом флоте насчитывается свыше 7100 танкеров общим дедвейтом почти 330 миллионов тонн. Есть стальные гиганты, способные принимать по 200, 300  и даже свыше 500 тысяч тонн нефтепродуктов. А все началось сто лет назад в нашей стране, где появилось специальное наливное судно.

          Родоначальником современных танкеров стал русский пароход «Зороастр» водоизмещением 400 тонн, работавший на Каспии. Первоначально на нем, как и за рубежом, керосин перевозили в цистернах, встроенных внутри трюмов. В 1878 году по предложению судоремонтников резервуары удалили и груз стали наливать непосредственно в трюмы и так доставлять к месту назначения. За границей тогда еще не имелось подобных судов.

         После удачного опыта с «Зороастром» были заказаны еще шесть пароходов подобного типа дедвейтом по 900-1000 тонн. В 1882 году построили пароход «Спасатель», предназначенный для Каспия. Он явился шагом вперед в эволюции танкера. Его основные архитектурные элементы послужили прообразом будущих специализированных наливных судов. Так, машинное отделение находилось в кормовой части и отделялось коффердамом от грузовых помещений.

         Опыт русских моряков по транспортировке нефтепродуктов по Каспию в трюмах судов без встроенных цистерн был подхвачен за границей. В Англии, например, первый танкер «Глюкауф» был построен в 1886 году.

         Первые в мире морские танкеры-теплоходы появились на Каспии. Их создали на Коломенском заводе в 1908-1912 годах. Четыре крупных по тому времени однопалубных судна имели дедвейт от 5120 до 5940 тонн и силовые установки мощностью по 1500 лошадиных сил. При постройке впервые применили продольную систему набора, что сыграло решающую роль в развитии конструкции танкера в нашей стране и за границей. Суда ходили из Баку до Астраханского морского рейда т показали высокие мореходные качества. В советское время они получили названия «III Интернационал», «Рабочий», «Крестьянин» и «Валерий Чкалов».

         В 1885 году в нефтегавани  Батуми ошвартовался под налив керосина русский паровой танкер «Свет» — первый на Черном море. Имевшиеся на борту насосы могли за пять с половиной часов перекачать весь груз – 1700 тонн – в береговые хранилища. Танкер ходил в порты Средиземного моря и Ближнего Востока. Затем в черноморских водах появились русские наливные суда «Луч», «Боржом», «Метеор» и два небольших нефтевоза. Самым крупным являлся «Метеор» дедвейтом 5500 тонн.

         В годы становления торгового флота молодого советского государства правительство поручило «Нефтесиндикату», Главводу и «Судопроекту» разработать программу восстановления и строительства нефтеналивного флота Каспийского и Черноморского бассейнов. К проектированию судов привлекли известных ученых и специалистов корабелов. Главным консультантом был академик А. Н. Крылов. С 1926 года на заводе «Красное Сормово» началось сооружение танкеров дедвейтом 8800 тонн.

         В начале первой пятилетки на Каспии возникла идея создания мелкосидящих крупнотоннажных наливных судов, способных перевозить нефтегрузы из Баку в Астрахань и вверх по Волге без перевалки на Астраханском морском рейде. Проект такого танкера предложил Бакинский инженер А. Ф. Пустошкин. Суть расчетов сводилась к следующему: увеличить длину и ширину судна, уменьшить осадку и создать прочную конструкцию в виде вермы. В те же годы один из ведущих научных сотрудников ЦНИИЭВТа кораблестроитель А. К. Осмоловский разработал проект создания мелкосидящего танкера путем устройства прочной продольной рубки («острова») по всей длине грузовой палубы. Академик А. Н. Крылов одобрительно отнесся к идеям новаторов флота.

         Война помешала осуществить строительство новых типов наливных судов. К их проектам вернулись в мирные годы. Корабелы города Навашино Горьковской области в 1955 году спустили на воду головное судно «Олег Кошевой». Его дедвейт 4700 тонн, длина 123,5, ширина 16, осадка 4,3, а высота борта 5,5 метра. Первая серия теплоходов, названных в честь комсомольцев – героев Краснодона, подтвердила возможность бесперевалочной транспортировки нефтепродуктов из Баку на Волгу. Прошли годы… Замечательные волжские корабелы, кроме танкеров типа «Инженер А. Пустошкин», построили по новому проекту усовершенствованные наливные теплоходы река-море.

         В историю развития нефтеналивного флота советские ученые, конструкторы, корабелы и моряки-эксплуатационники внесли значительный вклад. Когда с весны 1929 года впервые на Черном море приступили к перевозкам бензина, в распоряжение моряков стали поступать наливные суда типа «Эмба» дедвейтом до 10700 тонн, построенные в Николаеве. Появились танкеры «Нефтесиндикат СССР» и «Советская нефть», сооруженные по заказу Советского Союза во Франции. В годы послевоенных пятилеток нефтеналивной флот страны пополнился судами, построенными на советских верфях. К ним относятся целая флотилия теплоходов типа «Казбек» дедвейтом 11000 тонн, танкеры дедвейтом от 15200 до 150000 тонн.

         Исполнилось столетие со дня появления русского парохода «Зороастр» — «дедушки» мирового нефтеналивного морского транспорта. Сейчас советский танкерный флот входит в десятку крупнейших в мире.

А. Ленников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

         Мой папа, судоводитель по образованию, очень хорошо рисует. И все, что касается изобразительного искусства, у него получается хорошо. Помню, когда я начала собирать свою личную библиотеку, очень хотелось иметь свою особенную печать для пометки своих книжек. И папа мне ее сделал сам, вырезал на обычной школьной резинке, вытесал и отшлифовал к ней ручку из дерева. Получилось очень красиво. Сейчас все намного проще. Любую печать или штамп можно заказать на фирме или у людей кто этим занимается. Печати Химки – это осуществление вашей мечты о собственном штампе за вполне приемлемую цену.

 

 

Написать комментарий