«Титаник» — легенды и действительность-4
Второй офицер Лайтоллер оказался в воде. Ему удалось взобраться на перевернутый бот Энгельхарта. Сюда же через несколько минут он втащил изнемогавшего Филиппса… Уже перед рассветом, умирая, он рассказал Лайтоллеру о радиограмме с парохода «Масаба», полученной в 21.30 и не переданной им вахтенному из-за наплыва частных радиограмм. В ней было предупреждение «Титанику» о льдах как раз на его курсе. Если бы Филиппс отдал ее по назначению – возможно, все было бы иначе.
Да, все могло бы сложиться иначе и капитан «Калифорниана» Стенли Лорд не пронес бы до самой смерти клеймо негодяя и пьяницы, если бы Филиппс в 22.40 дослушал своего коллегу Эванса с этого парохода:
— Мы остановились… Окружены льдом.
На что Филиппс ответил:
— Заткнись! Я работаю с мысом Рао! Освободи волну!
Эванс «заткнулся», не сообщив своей позиции в крошеве льда, а «Титаник» через час повстречал айсберг.
«Много мужественных поступков было совершено в ту роковую ночь, но ни один из них не сравнится с подвигом музыкантов, игравших без передышки, невзирая на то, что палуба у них под ногами постепенно уходила в бездну», — писала газета «Таймс», и это действительно был подвиг, исполненный самого высокого мужества и долга. Сколько же их было? Что они играли? Всюду пишется по разному. Например, в телевизионном Клубе кинопутешествий 15 мая 1977 года демонстрировались кадры хроники 1912 года. «Отход «Титаника» из Саутгемптона». При этом утверждалось, что на палубе «Титаника» играли… 25 музыкантов. Для корабельного оркестра явно многовато! В действительности их было всего семеро. Вот их имена: В. Харт-ли – руководитель, В. Кларк, Р. С. Тейлор, Г. Кринс, В. Т. Брайли, Дж. Хуме, Дж. В. Водворт. И что же они играли? Газеты писали: «Несмотря на все возрастающий ужас и панику, оркестр все время играл. Играл он популярные мелодии в стиле «Рэгтайм». Когда вода стала заливать шлюпдек, музыканты, находившиеся у главного пассажирского входа, у второй трубы по левому борту, заиграли похоронный марш Бетховена, а затем хорал «Ближе к тебе иду, господи…»
Доблестные музыканты погибли. Окоченевшее тело Валланса Хартли было подобрано 16 апреля пароходом «Майния» в районе погружения лайнера. Тело Хартли похоронили в его родном Ланкашире и на памятнике начертали слова упомянутого хорала.
А между тем за пять минут как уйти в пучину, музыканты играли епископальный гимн «Атеум» («Осень»). Людское воображение и желание вплело еще один цветок в огромный венок «титанических легенд».
Я считаю, что не подтвердился и рассказ о большом черном ньюфаундленде, который, прыгнув с палубы за хозяином в воду, спас его, а затем, когда в шлюпке все лежали обессилевшие и бесчувственные, громким лаем привлек внимание сигнальщиков «Карпатии». Зато достоверно известно, что некоторые пассажирки и пассажиры не только спаслись сами, но и спасли своих любимых собак. В то время, когда несчастные пассажиры третьего класса погибали целыми семьями из 7-12 человек!
Сразу же после гибели «Титаника» было сделано все, чтобы превратить национальную трагедию в национальный подвиг. Чтобы ужасающее число погибших пассажиров третьего класса (из 706 человек спаслось всего 26 процентов) не так бросалось в глаза, было сделано все, чтобы увести в тень истинных виновников катастрофы, обелить их и найти «козлов отпущения». Газеты взахлеб писали о высокой дисциплине экипажа, о благородстве знатных пассажиров первого класса, о мужестве капитана Смита и о подлости, низости злосчастного капитана Лорда с «Калифорнианы». Мужество и дисциплинированность моряков экипажа «Титаника» стали легендарными. Но так ли все было?
Действительно, машинная команда «Титаника» заслуживает самых высоких похвал. Ей воздвигнут памятник в Саутгемптоне. Все во главе с инженером-механиком Томасом Беллом оставались на своих постах в тонущем лайнере до последнего, обеспечивая работу помп, электрогенераторов, давая свет и возможность взывать о помощи. Они знали, что погибнут, и они погибли. Электрик Альфред Уайт тоже знал это, и тем не менее в 00.45 спокойно приготовил себе последний кофе, оставаясь у распределительного щита в турбинном отсеке… Эти люди были героями. Были героями многие кочегары, гасившие топки, находясь по пояс в воде, боровшиеся до последней возможности… Но были и другие…
В статье Д. Антрушина («Наука и техника», 1937 г.) говорилось: «Командный состав, руководя спасением пассажиров, совершенно забывал себя. Капитан «Титаника», часть его помощников, строитель «Титаника» Эндрюс и все механики до последнего момента оставались на своих постах и погибли вместе с пароходом. Оставшиеся в живых командовали шлюпками…»
Ю. Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.