Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

«Титаник» — легенды и действительность-5

Автор Admin Опубликовано: Март - 3 - 2012

«Титаник» — легенды и действительность-5

        «Самых теплых слов заслуживает экипаж судна во главе с капитаном Смитом, — писал в своей книге «Голубая вода Атлантики» С. И. Белкин, — никто из моряков не струсил, как владелец судна Исмей. Каждый до конца оставался на своем посту, и большинство погибло геройской смертью…»

   «Все единодушно говорят, что паники на борту не было, что распоряжения офицеров беспрекословно выполнялись матросами и пассажирами… Были отдельные попытки со стороны пассажиров третьего класса первыми проникнуть к шлюпкам, но они решительно пресекались», — сообщала «Таймс».

         А как было на самом деле?

    Увы, рыцарское поведение «сильных мира сего», уважение к женщинам в большинстве случаев заслонялись, как удалось мне выяснить, человеческим эгоизмом. Офицеры выполняли приказ капитана, пропуская в шлюпки лишь женщин и детей. Первые шлюпки отошли полупустыми: не набралось достаточного числа пассажиров. Роскошь судна заставляла верить в его непотопляемость. Даже когда капитан Смит предложил передавать сигнал бедствия, второй радист Г. Брайд встретил его слова с недоверчивой улыбкой.

         Многие пассажиры не верили в то, что «Титаник» может утонуть, и, когда стало известно, что он наскочил на айсберг, раздавались веселые голоса: «Тем хуже для айсберга». Остряки предлагали поиграть в снежки на баке и кричали с борта дамам в шлюпках: «До скорого! Увидимся за завтраком!». Зато последние шлюпки брались с боя, приходилось стрелять. Причем к ним рвались не одни только «несознательные пассажиры» третьего класса, но и «джентльмены».

         Многие из них прыгали прямо на головы женщин и детей. Один из пассажиров первого класса сломал при этом женщине два ребра.  Миллионер Астор, которого превозносили в сотнях статей, посадив в шлюпку № 4 свою молодую жену, собирался и сам войти в нее, но второй офицер Лайтоллер не разрешил. Гоффрей Маркус писал в своей книге «Гибельный рейс»: «У Астора было в бумажнике более четырех тысяч долларов, которые он пытался предложить офицеру…».

         Лорд Руфус Космо-Дафф Гордон вместе с женой попросту захватил дежурный катер № 1, который мог вместить 40 человек. В нем оказалось всего 12 человек: лорд, леди, ее секретарша-итальянка, семь членов экипажа, старший рулевой Георг Симонс, кочегар Хендриксон, спрыгнувший в последний момент, и шофер Гордона.

         Эта шлюпка отошла буквально по барахтавшимся в воде людям, которых гребцы отпихивали веслами. Она могла принять еще не менее 30 человек, но, находясь в 200 метрах от лайнера, не возвратилась.

         — Что вы делаете! – иступленно кричал Хендриксон. – Там же люди! Люди!

         Но леди Эвелин не разрешила рулевому Симонсу повернуть, а сэр Руфус выписывал чеки по 5 фунтов и раздавал их гребцам, чтобы они подналегали на весла. Шлюпка так и не приняла никого из погибавших. Позже несколько чеков «всплыли» на судебном разбирательстве в Лондоне, однако Гордоны не понесли наказания.

     В легенде о «Титанике» фигурируют примеры высокой сознательности.

         «…Командовавший шлюпкой офицер категорически заявил, что в таком перегруженном состоянии она не может больше идти и по крайней мере трое должны ее оставить.

        — Олл Райт! – одновременно ответили трое англичан-мужчин и… бросились за борт!» — писали в то время многие газеты со слов «одного пассажира».

               Послушаем же другие воспоминания.

     В шлюпке № 2 под командой четвертого офицера Боксхолла находилось более 20 женщин и несколько членов экипажа. Когда он попытался вести ее к лайнеру, женщины устроили сначала истерику, а затем «бунт на борту»… То же самое случилось в шлюпке № 5 под командой третьего офицера Питмана.

             В перегруженной шлюпке № 14, где командовал пятый офицер Луэ, началось тоже самое. Сидевший на руле Джордж Оливер превратился в «мокрую курицу», а женщины хватались за весла и румпель, не пуская шлюпку к утопавшим. Гарольд Луэ, в четырнадцать лет убежавший в море, решительный, волевой человек, подавил «мятеж», и его шлюпка подобрала с воды еще четырех человек.

           Помощник боцмана Альберт Хайнес тщетно взывал к шлюпке № 9, которая была в состоянии взять еще минимум 15-20 человек: «Подберите людей! Что вы делаете?». Его не послушали. У стюарда Томаса Чайтелли была повреждена нога… «Я плавал рядом с перевернутой шлюпкой. Около тридцати человек ухватились за нее. Кто-то пытался ударить меня веслом, но я все же взобрался на нее…».

         Кочегар Томас Джонс, рулевой шлюпки № 8, впоследствии показал: «Наша шлюпка уходила от корабля. Повсюду раздавались вопли и призывы о помощи. Те, кто видел, что шлюпка недогружена, кричали, чтобы мы вернулись. Один голос я узнал. Это был мой приятель Падди Лайснс из Корка, который спускал нашу шлюпку… Я хотел повернуть, но все женщины закричали и не дали этого сделать. В шлюпке было 35 человек, она могла запросто принять еще 30…».

    Шлюпкой № 6 командовал старший рулевой Роберт Хидженс. Пассажирка Ева Кэнди писала: «Командир шлюпки был полон страха. Он помешался на нем. Он кричал пассажирам об ужасах, которые их ждут, если возвратиться к «Титанику».

     Панически настроенный, он внушал женщинам страх, крича об огромной воронке, о взрыве котлов, о том, как крепка хватка утопающих, которые потопят шлюпку… Шлюпка № 6 не вернулась к судну, хотя была в полумиле от него».

          Госпожа Люсьена Уайт показала: «Прежде чем отойти от судна, двое мужчин, я не называю их моряками, мне кажется, это были стюарды, достали сигареты и закурили. В такую минуту! Все они покинули судно под предлогом, что они гребцы, но в шлюпке № 8 гребли женщины, а они даже не знали, как держать весло… Я не могу назвать их мужчинами. Это были крысы, сбежавшие с корабля!».

            Вот как было на самом деле…

Продолжение следует…

Ю. Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

 

Написать комментарий