Три жизни «Садко»
Известность «Садко» началась с его крушения. Именно после своей гибели в 1916 году он стал известен всему миру.Фактически у этого судна было три жизни: две – над водой и одна в темном подводном царстве.
Ледокольный пароход «Садко» построили в Англии в 1913 году как промысловое судно, и плавал он в северных водах Канады под именем «Линтрос». В годы первой мировой войны его купила Россия. Судно имело крепкий корпус и достаточно мощную машину для плавания в ледовых условиях. Водоизмещение судна – 3800 тонн, скорость – до 16 узлов.
В декабре 1915 года «Садко» послали из Англии в Белое море на выручку застрявших там судов, где он неплохо показал себя во льдах; доставлял в Архангельск оружие, боеприпасы и другие военные грузы. А вот летнее плавание оказалось для него роковым…
Было утро 20 июня 1916 года. Под командованием опытного капитана И. Буркова «Садко» шел из Архангельска с правительственной санитарной комиссией для осмотра портов Белого моря. До Кандалакши оставалось всего четыре мили. Неожиданно послышался резкий удар в подводную часть судна с левого борта, скрежет железа. Пароход качнулся. Бурков сразу понял, что «Садко» прочертил днищем по неизвестной каменной банке, и немедленно дал команду «Стоп». Судно продолжало идти вперед по инерции. Прошло несколько секунд и из носового отделения кочегарки выскочило несколько человек.
— Вода быстро наполняет кочегарку!
Капитан скомандовал «Малый назад», чтобы ослабить инерцию, и послал вахтенного помощника замерить воду в трюме. Старшему механику Грауману Бурков приказал закрыть забортные кингстоны и откачивать насосом воду из кочегарки. Но оказалось, что и в машине положение очень серьезное.
— Сорвало дверь из кочегарки в машинное отделение. Стою по пояс в воде. В кочегарке слышен шум пара, — доложил механик.
Стало ясно, что пробоина большая, судно вряд ли удастся спасти. Капитан решил попробовать выбросить пароход на берег и приказал вахтенному машинисту дать полный ход.
— Ход дан, но управлять не можем, стоим по грудь, в воде, доложили из машины. Никакой надежды, что «Садко» достигнет берега, не оставалось. Надо было спасать людей.
— Оставить машинное отделение! – распорядился Бурков. – Спустить шлюпки, команде и пассажирам покинуть судно.
Прошло уже семь минут с момента подводного удара. «Садко» медленно двигался вперед, заметно оседая и слегка кренясь на левый борт. Скоро от борта судна отошла первая шлюпка. Через минуту на воде закачались еще две шлюпки с командой и пассажирами. Палуба уже почти поравнялась с поверхностью моря. Капитан последним перешагнул на моторный катер. Шлюпки отошли от гибнущего парохода.
«Садко» погружался быстро. Неожиданно на нем послышался короткий замирающий гудок паровозного свистка. В шлюпках перестали грести. Кое-кто снял фуражки. Скоро над водой, там, где еще десять минут назад шел красавец-пароход, остались торчать верхушки мачт…
Все пассажиры и команда парохода (всего 58 человек) высадились на небольшой пустынный островок Богомолиха. Благодаря хладнокровию капитана и умелым действиям команды, на «Садко» не погиб ни один человек. Но из вещей и документов спасти почти ничего не удалось.
Гибель нового большого парохода встревожила морское начальство. Из Крондштадтской водолазной школы была послана в Архангельск группа водолазов. Срочно стали изыскивать спасательные средства.
Пока шла переписка, сборы, переезды в Архангельск, на Севере произошли другие события, сгладившие впечатление от гибели «Садко». В Белом море на минах погибло несколько судов. Экспедиция по подъему «Садко» потеряла свою остроту и срочность. В конце концов, все же решили организовать обследование затонувшего судна. В Кандалакшский залив пришли небольшой пароход «Соловецкий» и буксир «Нора», на котором имелся слабенький пожарный насос.
Водолазы осмотрели «Садко». Он лежал на ровном киле с небольшим креном на правый борт. В районе левого бокового киля обнаружили длинную пятиметровую пробоину шириной в30 см. Пробоина захватила часть носового трюма, кочегарное отделение и угольный бункер.
С помощью пожарного насоса с «Норы» попробовали сделать тоннель. Оказалось, что грунт под судном промывается без особого труда. Затем водолазы подняли с «садко» денежный сундук, документы, пишущую машинку, кое-какие вещи. После этого экспедиция вернулась в Архангельск.
Лишь в 1927 году решили поднять «Садко» с помощью понтонов, но дело застопорилось из-за недостатка средств и оборудования. В результате снова ограничились лишь водолазным обследованием затонувшего парохода. Он лежал на старом месте, но уже без мачт и трубы, их скоро обнаружили на дне, неподалеку от судна. Корпус парохода оброс ракушками и водорослями, но ржавчина не тронула ни одного листа железа. Даже в таком виде: с проломленным дном, без мачт и трубы – «Садко» был целью номер один среди затонувших в Белом море десятков пароходов.
В. Пузырев. Журнал «Морской флот», прошлый век.