Волны, ветры и течения
Океан – в вечном движении, оно пронизывает всю толщу воды. Сотни лет назад люди уже знали о существовании мощных течений. Воды Мирового океана и каждую его каплю в отдельности перемещают силы притяжения Луны и Солнца, сила, вызываемая вращением Земли – так называемая сила Кориолиса, ветер и, вероятно, силы, вызванные одиннадцатилетним, двадцатидвухлетним и другими циклами активности Солнца. Когда незримые вихри, преодолев космическое пространство, долетают до Земли, над планетой бушуют электромагнитные бури – предвестники штормов и ураганов, несущих колоссальные запасы энергии. Сильные ветры всегда угрожали судам. Чтобы избежать встречи с ними, нужно было заблаговременно знать погоду в районе плавания. Точные суточные и сезонные прогнозы оказывали и оказывают огромную помощь капитанам и штурманам. Парусный флот полностью зависел от волн, ветра, течений. Каждый капитан выбирал безопасный курс, опираясь на прошлый опыт и интуицию. Лишь в 1848 году появилась первая рекомендация для мореплавателей, в которую вошли карты господствующих ветров и течений. Эти карты составлялись на основе сотен изученных вахтенных журналов. Так была сделана первая попытка выбора маршрута в зависимости от погоды.
В России в 1865 году морское министерство довело до сведения капитанов, что при главной физической обсерватории в Петербурге учреждено метеорологическое отделение для «предсказания бурь в русских морях».
Несмотря на увеличение прочности судов и мощи их машин, сведения о погоде не потеряли своего значения и для современного флота. Сейчас капитаны прокладывают курс в океане в зависимости от рекомендаций мировых гидрометеорологических центров. Прогнозы позволяют избежать встречи с разбушевавшейся стихией, дают флоту немало экономии во времени, топливе и моторесурсах. В последнее время на помощь метеорологам все чаще приходят искусственные спутники Земли, которые засекают зарождение штормовых волн.
Волнение моря вызывает ветер, который «диктует» поведение волн.
Как же рождаются и умирают морские волны? Легкий ветерок – ласковый бриз пронесся над водой. Затишье. И вновь порыв ветра. Сморщилась вода, пробежала по ней рябь – «островки волнения». Сила ветра возросла – и «островки» сливаются между собой. Растет высота волны, ее длина – расстояние между двумя гребнями, а также период – время, за которое два следующих один за другим гребня проходят точку, фиксируемую наблюдателем. Еще больше усилился ветер. С гребней волн срываются пенные барашки. И вот они уже встают стеной перед носом судна. Шторм!
Волны – грозное явление природы. С огромной силой бьют они в борт корабля, обрушиваются на берег. Сила удара штормовой черноморской волны достигает пяти-шести тонн на квадратный метр, а океанской – порой превышает несколько десятков тонн. При скорости хода в 16 узлов встречная волна, высотой в 5 метров, увеличивает время перехода почти вдвое.
Волны грозят бедой и самому судну, и его грузу. Особенно, если это руда, чугунная чушка, а теплоход пересекает фронт волн бортом-лагом, подвергаясь резкой качке. Вот пример из судоводительской практики одного из авторов этой книги.
В 1968 году теплоход «Александр Герцен»с тяжеловесами на борту был застигнут штормом юго-восточнее острова Маврикий. Сила ветра достигала 10 баллов, а волнение моря – 7 баллов. Скорость судна не превышала 15,5 узла. Попытка изменить курс на более выгодный оказалась ошибочной. От ударов волн и напора ветра сорвало закрепленный на палубе ящик с трейлером. Он стал «ходить» по палубе. Пришлось вновь менять курс и скорость, чтобы выбросить разрушенный ящик за борт и закрепить трейлер. В результате этого путь судна удлинился на 530 миль, но зато, следуя новым курсом, теплоход наверстал упущенное за счет увеличения скорости до 18 узлов.
В море встречаются и необычные пирамидообразные волны, высотой 16-18 метров. Моряки прозвали их «волнами-убийцами». Океан, омывающий южную оконечность Африки, пользуется из-за них недоброй славой. Здесь, на границе Атлантического и Индийского океанов, в зоне резкого уменьшения глубин, и рождаются эти волны-гиганты, способные разрушить любое современное судно. Так, в мае 1973 года волна высотой 15 метров ударила в корпус британского рефрижератора «Бенкраучан», приподняла его и переломила. Нос судна мгновенно ушел под воду. Теплоход «Нептун Сапфир» и танкер «Уорд Глория» также были переломлены громадными волнами.
Сейчас за «волнами-убийцами» следят патрульные самолеты и, подобно службе, предупреждающей об айсбергах, сообщают о надвигающейся опасности проходящим судам. Вероятно, существуют волны и большей высоты. Так, с борта советского дизель-электрохода «Обь»в Антарктике в 60-х годах была заснята волна высотой около 25 метров. В 1966 году одна из таких волн выбила иллюминаторы на итальянском лайнере «Микельанджело», которые находились на высоте 24 метра выше ватерлинии.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.