Второе рождение лайнеров — 3
Довольно своеобразны автотуристские суда, специально построенные для океанских плаваний. Так, длина лайнера «Монте Толедо» — 137 метров, скорость – 22 узла. Для него характерна повышенная мощность, позволяющая создать резерв, необходимый для того, чтобы точно выдержать график. Летом «Монте Толедо» связывает Англию и Испанию, зимой совершает круизы на остров Мадеру. Хотя корабль считается одноклассным, стоимость проезда на нем неодинакова. Во время наплыва пассажиров цены на билеты снижаются, однако при этом увеличивается число мест в каютах – ставятся дополнительные койки. Как и на других судах, перевозящих автотранспорт, здесь большое внимание уделяются надежности крепления и уменьшения качки. Для этого установлены крылевые успокоители и увеличены размеры балластных цистерн. Погрузка автомобилей производится с борта и кормы. С целью защиты корпуса от обрастания и коррозии на судне используются специальные хлоррезиновые краски.
В последнее время некоторые компании отказались от постройки новых судов, предпочитая переоборудовать купленные по случаю. В первую очередь это относится к лайнерам, снимаемым с регулярных линий. Модернизация, в основном, касается кают и салонов. Меньшее внимание обращается на внешний вид судна и уровень безопасности плавания. Фирмы тратят баснословные суммы на отделку помещений ценными породами дерева, на устройство баров, но зато экономят на совершенствовании пожарных систем и на приобретении шлюпок.
Следует подчеркнуть, что большинство таких кораблей регистрируется под «дешевым и удобным» флагом и на них набирают команды низкой квалификации. Неудивительно, что на подобных судах больше всего аварий и трагических происшествий. Многочисленные столкновения, посадки на мель, пожары преследуют их.
Естественно, что профсоюзы резко выступают против того, чтобы Либерия, Панама и ряд других стран предоставляли за небольшую плату развитым государствам свой национальный флаг. На таких судах не действует трудовое законодательство, нет профсоюзных организаций. Судовые дельцы, комплектуя экипажи по своему усмотрению, платят морякам меньшую заработную плату.
Совсем недавно шведская судоходная компания «Свенска-Америка Линиен» объявила о том, что круизные суда «Кунгсхольм» и «Гринсхольм», каждое из которых рассчитано примерно на 800 пассажиров, будет плавать под панамским флагом, что в первую очередь принесет ущерб шведским морякам. Около 700 человек останется без работы. Это не волнует судовладельцев. После замены шведского экипажа расходы на содержание команды значительно снизятся, а доходы возрастут.
Наряду с громадными лайнерами в туристические путешествия отправляются парусные, ледокольные и подводные корабли. Из построенных парусников наибольшей популярностью пользуется «Баути-2». Это трехмачтовое судно с четырьмя ярусами прямых парусов на всех мачтах и вытянутым вперед бугшпритом. В машинном отделении – два мощных дизеля. Судно оснащено новейшей радиоаппаратурой, каюты снабжены кондиционерами. Сохранность провизии в многомесячном рейсе обеспечивают холодильные камеры.
Необычным круизным судном является и теплоход «Линдблат» Эксплорер
, построенный в 1970 году для антарктических рейсов. Его длина – 72,9 метра, ширина – 14 метров, осадка – 4 метра и валовая вместимость – 7000 регистровых тонн. Форма корпуса – ледокольная, скорость – 15 узлов. Для защиты руля в корме размещен ледовый резак. Судно похоже на большую яхту, но по комфорту не уступает современному лайнеру. Ходит оно не только в Антарктику, но и на Сейшельские и Галапагосские острова, на остров Пасхи и Тристан-да-Кунья. На судне могут одновременно отдыхать 100 туристов. Несмотря на его малые размеры, в распоряжении пассажиров все современные удобства. Каюты снабжены системой кондиционирования, обеспечивающей комфорт при наружной температуре свыше 40 градусов жары.
Чтобы туристические рейсы стали более привлекательными, некоторые морские компании начали активное сотрудничество с авиационными. Создана компания, которая намерена объединить морской круиз с воздушным путешествием на дирижабле. Подготовлен проект первого современного дирижабля на 500 мест. Каюты на нем – только трехместные.
Один из проектов предусматривает устройство на пассажирском судне причальной мачты для дирижаблей. Удобный и безопасный лифт позволит, не прекращая рейса, принимать на борт новую партию туристов и отправлять обратно – уже по воздуху – пассажиров, чей отпуск окончился.
Современный пассажирский флот пополнился японским теплоходом – катамараном «Роккомару». Его длина – 82 метра, ширина – 25 метров, высота бортов – 8 метров, пассажировместимость – более 600 человек.
В дальнейшем, безусловно, будут появляться новые разновидности туристских судов. Предполагается строительство судов-санаториев (проект разработан в Гданьске), разборных судов, которые будут развозить плавучие дачи в различные уголки водных просторов планеты, а также полупогруженных кораблей, позволяющих одновременно любоваться и надводными, и подводными пейзажами. Современная техника уже сейчас позволяет осуществить любой из этих проектов
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.