Загадки Понта Эвксинского
Античный мир – словно звездное небо. Одни звезды-цивилизации сотни лет сверкали ярким блеском на его небосклоне, но, угаснув, оставили в наследство последующим поколениям очень мало интересных материальных свидетельств. Другие, хотя тоже исчезли, но после них сохранилось много памятников культуры, искусства, быта. Спустя тысячелетия «свет угасших звезд» согревает нас, потомков, радостью человеческого бытия и ощущением полноты жизни тех, кто жил тогда на земле.
В экономике античного мира и его политике важную роль играли причерноморские степи. Разные племена и народы жили на этих землях. Одни приходили и уходили, иные оседали тут навсегда.
Киммерийцы, скифы, геты, греки, сарматы, гунны, готы… Память о них хранят и причерноморские степи, и Черное море. Под тучным черноземом лежат остатки древних городов Северного Причерноморья, на дне моря – затонувшие в древности корабли. Все племена и народы, побывавшие здесь, всегда устремлялись к морю. Они называли его по-разному.
По берегам Черного моря на рубеже ІІ и І тысячелетий до нашей эры жили киммерийцы – древнейшие из известных нам племен Северного Причорномор’я. Им на смену пришли скифы, которые в течение тысячелетия играли важную роль в истории этого края.
Описанию деяний скифов посвящено немало страниц в книге Геродота «История». В ней рассказывается, что в те времена множество кораблей плавало по Черному морю. В основном это были торговые суда, совершавшие свои переходы вблизи берегов в летнее время. Плавания не всегда проходили при хорошей погоде, и не все суда возвращались домой. Порой приплывали сюда и чужеземные боевые корабли. В мирных прибрежных водах свирепствовали тавры – племя, населявшее в глубокой древности Горный Крым. Тавры были искусными мореходами. На своих легких суденышках они занимались морским разбоем – пиратством, смело ввязывались в морской бой с более тяжелыми кораблями и нередко выходили победителями в сражениях с ними.
История морского пиратства свидетельствует, что в основном разбоем занимались жители побережий, бывшие рыбаки и мореходы. Однако возникновение пиратства у тавров – загадка. Они являлись как бы исключением из этого правила. Где научились мореплаванию жители гор? У берегов Крыма нет мелких островков и не так уж много удобных и скрытых бухточек. Может быть, тавры раньше жили в районе Днепробугского лимана? А может быть, их суда возглавляли беглые рабы, прошедшие хорошую морскую выучку под ударами бичей надсмотрщиков на греческих гребных судах? На эту загадку Понта Эвксинского у историков ответа пока еще нет.
Естественно, что древние суда плавали по Понту Эвксинскому еще задолго до того, как была написана «История» Геродота. Однако о времени появления первых кораблей в Черном море пока известно сравнительно мало. Предания сохранили сведения лишь об одном плавании – походе аргонавтов из Древней Эллады в легендарную Колхиду (Западную Грузию). Сюда, за золотым руном устремились древние мореплаватели по бурным водам Негостеприимного моря. Морская экспедиция на корабле «Арго», отразившая историю ранних греческих путешествий, датируется известным историком географических открытий Рихардом Хеннингом в книге «Неведомые земли» 1500-1000 годами до нашей эры.
Прошли века, и не золотом стали привлекать берега теперь уже «гостеприимного моря». Тесные экономические связи соединили Древнюю Грецию и Причерноморье. Одной из причин освоения этой важной торговой дороги античного мира были вино и оливковое масло. В те далекие времена на территории Причерноморья не было виноградников. Не шумели здесь и оливковые рощи. Виноградное вино и масло из оливков готовили в Элладе, и за них дорого платили на черноморских берегах.
Землевладельцы древнегреческих государств вместо хлеба возделывали оливки и виноград. Все больше кораблей везли на север остроконечные амфоры с вином и растительным маслом. Потянулись на север и торговцы расписной керамикой, бронзовым оружием и драгоценными украшениями.
В то время скифы были не только храбрыми воинами, но и умелыми хлеборобами. В их легендах воспевались боевая секира и золотой плуг. Тучный чернозем приносил богатые урожаи, и корабли греков возвращались домой, наполненные отборной пшеницей.
Морские торговые связи Причерноморья с Афинами особенно расширились после экспедиции Перикла – главы Афинского государства, который в 440 году до нашей эры с большой эскадрой обошел города Понта Эвксинского. Поток хлеба возрастал с каждым десятилетием. В V веке до нашей эры из Причерноморья вывозилось почти миллион пудов хлеба в год.
Не только хлебом славилось Причерноморье. Кожа, сало, рыба, строевой лес – все находило сбыт. Но чтобы все это перевезти, нужны были сотни кораблей.
Караваны судов потянулись по Черному морю. В них входили и быстроходные «длинные» суда (длина – 40 метров, ширина – 4-5 метров), которые в основном предназначались для несения военной и конвойной службы, для перевозки особо ценных товаров и знатных пассажиров, и «круглые» — купеческие.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.