Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

  • Узнай новости первым!

  • Архивы

  • Свежие записи

  • Вкусовой рецептор - сайт о вкусной и здоровой пище.
  • Развлекательный портал

Загадки Понта Эвксинского — 2

Автор Admin Опубликовано: Август - 23 - 2013

Загадки Понта Эвксинского — 2

         Основным  движителем «длинных судов» служили весла. На больших судах весла устанавливались в два или в три ряда – яруса. Отсюда и название древних кораблей – бирема и трирема. Длина весел достигала 10 метров. Поэтому каждым веслом гребло 5-7 человек, сидящих на одной скамье. Специальный выступ вдоль бортов предназначался для размещения упоров-уключин. Большой прямоугольный парус – ширина его была в два-три раза больше ширины корпуса – крепился на заваливающейся мачте и при попутном ветре помогал гребцам.

Гребля была изнурительной работой. За веслами сидели рабы. Под звуки барабана и флейты, задающих необходимый ритм, они до самой смерти были обречены на тяжелый труд. Гребцы не знали, куда плывет судно, с кем сражаются его моряки. Только в редких случаях могли они избавиться от рабства. Так, если во время морского боя, от которого зависело спасение или гибель корабля, нужна была скорость, которую нельзя было достичь даже под ударами бичей надсмотрщиков, хозяин бросался к гребцам и обещал свободу. И они, прилагая нечеловеческие усилия, порой спасали корабль.

Над сиденьями гребцов проходил помост, связывающий нос, где находились воины, и корму – место  моряков, капитана и двух его помощников – кормщиков.

Руль в то время был неизвестен, и суда управлялись рулевыми веслами, установленными на корме – по одному с каждого борта. Корпус древнего судна обычно заканчивался высоко поднятым штевнем. К форштевню крепился таран – горизонтальное бревно, окованное медью с литым набалдашником в виде головы барана или дракона. Им ломались весла и пробивались борта корабля противника.

По тогдашней моде штевень украшался резьбой. Морская символика зародилась одновременно с возникновением судостроения. Резные украшения из дерева – голову животного или глаз – «всевидящее око» — носили египетские и финикийские торговые корабли, лебедя – символ бога ветров Эола – греческие суда. Это была дань суевериям и морским традициям, своеобразное задабривание покровителей океана.

Купеческие товары в основном перевозились на «круглых»-парусно-весельных судах, которые имели трюмы для размещения груза (длина 20-25 метров, ширина 7-8 метров, грузоподъемность – до 800-1000 тонн).

Древние мореплаватели знали, что между степенью загрузки корабля и его поведением во время плавания существует тесная связь. Перед началом очередного рейса капитаны давали клятву, что не перегрузили свое судно. Однако среди них были и такие, как капитан Левсип, который, кроме положенного груза, взял на борт еще 1000 кож и тем самым погубил свое судно на переходе Пантикапей (современная Керчь) – Афины.

На «круглых» кораблях устанавливалась одна или две мачты с большими прямоугольными парусами. В отличие от современных парусных судов, носовая мачта имела большой наклон вперед, а парус наполовину висел над водой. Можно было плыть как при попутном ветре так и при боковом.

На уровне палубы проходил мощный брус, на котором постоянно были закреплены два рулевых весла. При безветрии устанавливались и обычные весла. Для защиты груза от волн борта наращивались с помощью холщевых фальшбортов.

Купеческие суда обладали высокими мореходными качествами. Это позволяло не только ходить на них в каботаже при хорошей погоде. «Круглые» корабли чаще чем «длинные» отправлялись в дальние странствия в открытое море. Благодаря этому еще до нашей эры мореплаватели открыли более «короткий» путь из Босфора в Крым.

Прибрежные рейсы и плавания в открытом море предъявляли самые высокие требования к строительному материалу. Особенно ценился лес, произрастающий в Причерноморье. Для разных частей судна применялись различные породы деревьев. У Гомера есть описание некоторых «рецептов» древних судостроителей. Находки подводных археологов подтвердили и уточнили описания великого грека. Киль обычно делали из прочного дуба, шпангоуты – из упругой акации, обшивку – из стойкого к гниению бука, мачты и реи – из стройных сосен.

Почти все жидкие и сыпучие грузы перевозились в то время в амфорах – керамических сосудах особой формы. Их устанавливали в корабельных трюмах вплотную друг к другу в специальные гнезда или же закапывали нижней частью в песок, служивший балластом. Сверху ставили второй ряд сосудов, которые плотно входили в промежуток между горлышками и ручками нижнего ряда. Такой способ крепления выдерживал длительные морские путешествия. А так как амфоры по своей форме мало приспособлены для переноски и перевозки по суше, то есть все основания полагать, что они транспортировались только по водным путям.

Судя по находкам, морем перевозились иногда и необычные грузы. Так, у берегов Турции археологи нашли корабль, затонувший несколько тысячелетий назад. Сама по себе находка была достойна внимания, но странным выглядел груз, который на заре цивилизации перевозило судно. В корзинах из ивовых прутьев лежало сломанное оружие и спрессованный лом бронзовой посуды. Был ли этот корабль древней «плавучей мастерской» по ремонту утвари и оружия, или металл предназначался для каких-то других целей – пока остается еще одной загадкой древних мореходов, посещавших Понт Эвксинский.

 «Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

razdelitel

Издавна женщины использовали украшения для подчеркивания своей красоты. Как ни крути, а с клипсами или сережками в ушах, дама смотрится эффектней. Особенно если украшения сделаны из благородных металлов. В былые времена подобная роскошь была по карману не каждому, сейчас же приобрести золотые серьги, кольца, золотые браслеты недорого вполне реально даже для человека среднего  достатка.

Написать комментарий