Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Если прозвучит SOS

Автор Admin Опубликовано: Апрель - 29 - 2016

Если прозвучит SOS

        После спасения рыбаков в Балтийском море радио А. С. Попова приняло сигнал о бедствии парохода «Метьюз», который в 1898 году столкнулся с плавучим маяком в районе Дувра. Спустя почти  восемь лет радиосигнал SOS – три точки – три тире – три точки – стал известен морякам всего мира. Через каждые полчаса в течение шести минут в эфире царит тишина, и радисты судовых и береговых радиостанций молча тишина, и радисты судовых и береговых радиостанций молча вслушиваются в эфир. 48 раз в сутки ловят они тишину на частоте  500 кгц – «частоте крушений». Вопреки сложившимся легендам, сигнал ничего не означает, никак не  расшифровывается. Он имеет лишь ту смысловую нагрузку, которую вложили в него участники Международной конференции 1906 года: служить сигналом бедствия на море.

            … SOS… пароход «Титаник» тонет… на борту две с половиной тысячи людей… SOS…

            — Курс 52ºNW ! – скомандовал, получив сигнал SOS, капитан Рестон с парохода «Карпатия», шедшего из Сэнди Хэнд в Гибралтар. – Помнится, у «Титаника» не больше девятнадцати спасательных шлюпок. Спастись сможет не более тысячи человек. А как остальные?… «Титаник» и катастрофа – совершенно непостижимо, сказал он, немного погодя.

            Да, спасательных шлюпок не хватало даже для пассажиров кают «люкс». Конструкторы корабля, кажется, все предусмотрели, кроме возможности катастрофы – она казалась абсурдом.

            SOS… 15 апреля 1912 года. 02 часа 20 минут, пароход «Титаник» тонет… SOS…

            …В холодный мглистый день 19 декабря 1963 года еще пахнущий краской трехпалубный теплоход «Лакония» вышел из английского порта Саутгемптон. 22 декабря в 23 часа стюард заметил дым, валивший из парикмахерской. Он доложил об этом вахтенному офицеру. Через 15 минут запахло гарью в танцевальном зале. Когда прозвучал сигнал пожарной тревоги, центральный салон был объят дымом. Первый SOS «Лаконии» прозвучал в эфире в 23 часа 37 минут. На шестой день трагедии, почти в канун 1964 года, недалеко от марокканского побережья объятое пламенем судно накренилось и начало тонуть.

            Скорбный урок «Титаника» и  «Лаконии» не прошел даром. Сегодня спасательным средствам и противопожарному оборудованию уделяется самое пристальное внимание на современных пассажирских судах. Они укомплектованы аварийными шлюпками, вместимостью более 100 человек каждая, которые обычно изготавливают из армированной пластмассы. В случае необходимости шлюпбалки могут обеспечить спуск спасательных шлюпок при крене судна до 15 и дифференте до 10 градусов. Кроме шлюпок, на судах имеются и самонадувающиеся спасательные плоты. Они хранятся в пластмассовых футлярах, расположенных на стеллажах около шлюпбалок. С их помощью плоты быстро спускаются на воду. Наряду с этим могут быть также использованы плоты из стеклопластика.

            Спасательное снаряжение постоянно улучшается и обновляется. Недавно испытана английская герметизированная спасательная шлюпка-капсула с водонепроницаемыми иллюминаторами и дверью. В ее верхней части установлена антенна, световые и звуковые сигнальные устройства. Внутри капсулы размещены запасы продовольствия и воды, 40-сильный двигатель и различное аварийное снаряжение, рассчитанное на длительное пребывание в открытом море около 30 человек, при самых неблагоприятных метеорологических условиях.

            Большой популярностью пользуются спасательные плоты, изготовленные в городе Нойгердорфе (ГДР). В 1974 году ими были оснащены свыше 1000 морских судов стран СЭВ. Прорезиненная синтетическая ткань плота стойка к длительному пребыванию в морской воде и обладает хорошей теплоизоляцией. В случае необходимости плот, принимающий на борт до 20 человек, можно надуть за полминуты. В комплекте спасательного снаряжения находятся  средства световой и звуковой сигнализации, емкости для хранения аварийных запасов пищи и воды, аптечка.

            Автоматические аварийные радиомаяки для спасательных шлюпок и плотов, чей голос слышен на расстоянии 15 миль, радиостанции для спасательных шлюпок с дальностью передачи свыше 30 миль изготавливает Польша. Подобная аппаратура обеспечивает бесперебойную радиосвязь и вызов экстренной помощи – морских спасателей или вертолетов.

            Ленинградские инженеры А Маранцев и П. Никольский предложили для морских спасательных работ оригинальное сооружение, состоящее из пенопластовых поплавков и стального троса. На его конце удерживаются плавучий якорь и надувные плоты. В комплект входит капроновая сеть, которая в воде становится вертикально. С ее помощью спасательное судно как бы «опоясывает» район бедствия, медленно сужая его. В случае необходимости терпящие бедствие могут держаться за многочисленные поплавки или взбираться на надувные плотики, которые в дальнейшем подтягиваются судовой лебедкой к борту спасателя.

            Японские конструкторы создали надувной спасательный рукав из армированного синтетического волокна – своего рода «детскую горку», по которой за полчаса более ста человек могут покинуть терпящее бедствие судно. Рукав или несколько рукавов цепляются за борт транспорта, а внизу ожидают людей пришвартованные к нижней части рукава спасательные шлюпки и плоты из негорючего материала.

            На ряде норвежских судов в корпус вмонтированы экспериментальные плоты весом 35 тонн. В случае аварии они спускаются на воду автоматически. Такие плоты могут выдержать шторм и пройти сквозь горящую нефть.

            Для спасения терпящих бедствие на воде в последнее время подключаются спутники связи, пеленгующие сигналы SOS, а в будущем на помощь придут специальные плавучие станции с мощным радио- и телеоборудованием, с посадочной площадкой для дежурного вертолета.

            В борьбе с пожарами на судах применяются двухярусные системы «мелкораспыленной забортной воды» в сочетании с «водянными занавесями», которые делят грузовые помещения лайнера на зоны.

            Предусмотрено и пенотушение. На судах оборудованы цистерны с пенообразующей жидкостью. В жилых отсеках действует водяная защита от огня, а в машинном отделении – система тушения высокократной пеной.

            Однако техника без людей мертва. При авариях и пожарах важную роль играет сплоченный и подготовленный судовой экипаж. Команды советских пассажирских судов хорошо тренированы для борьбы за живучесть судна. Учебные тревоги (пожарная, шлюпочная, водяная) входят в обязательное обучение моряков. Один из специалистов США, побывавший на борту советского лайнера и наблюдавший за учебными тревогами, сказал: «Порядок у вас идеальный. Из всех кораблей, посетивших Нью-Йорк в 1973 году, «Михаил Лермонтов» первый, по которому у меня нет замечаний».

 «Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

Написать комментарий