Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

«Костпатрик» в огне

Автор Admin Опубликовано: Август - 27 - 2012

«Костпатрик» в огне

         Сейчас уже не многие знают о гибели пассажирского фрегата «Костпатрик» водоизмещением в 2000 тонн, являвшейся одной из наиболее тяжелых трагедий XIX века. Судно было построено в 1856 году в Англии и в течение многих лет совершало рейсы на индийской линии, а затем поставлено под перевозку эмигрантов в Новую Зеландию. В сентябре 1874 года «Костпатрик» снялся из Лондона в Окланд (Новая Зеландия), имея на борту груз и 429 пассажиров. Экипаж состоял из 44 человек. Командовал судном капитан Элмсли.

         «Костпатрик» имея свежий попутный западный ветер, шел вдоль южного берега Африки, когда с носа судна раздался крик: «Пожар!». Члены экипажа из помещений бросились наверх, за ними устремились и пассажиры. Нос судна окутался густым дымом. В подшкиперской много было горючих материалов: пакли, смоленых тросов, керосина, масла и краски. В результате неправильного управления судном и быстрого перегорания носовых снастей и парусов «Костпатрик» развернулся носом  против ветра, и люди, работавшие у пожарных насосов, из-за едкого дыма были вынуждены покинуть их. Вскоре почти все судно было охвачено огнем и дымом. Началась паника. Вопли и крики людей заглушали командные слова офицеров. С правого борта спустили шлюпку, но как только она коснулась воды в нее спрыгнуло много людей, шлюпка перевернулась.

         Большой баркас сгорел прежде, чем его спустили на воду. Все же две шлюпки оказались на плаву. В одной из них было 42 человека, в другой – 39. Огонь распространялся чуть ли не до самой кормы, где толпились уцелевшие люди. На палубу сначала упала перегоревшая в нижней части фок-мачта, затем грот и, наконец, бизань-мачта. Их падение погубило  большое количество людей.

         Люди, находящиеся в шлюпках, оказались без пищи и пресной воды. Не было ни мачт, ни парусов. Сохранилось лишь одно весло в шлюпке.

         На второй день взорвалась кормовая надстройка. Люди падали в море. Капитан выбросил свою жену в море и спрыгнул сам. Попавшие в шлюпки пассажиры и члены экипажа, содрогаясь, смотрели на гибель людей, но подойти к ним на помощь из-за боязни перегрузить шлюпки не решались. Через 36 часов с начала пожара обгоревшее и дымящееся судно исчезло под волнами.

         Шлюпки на виду одна у другой продержались до ночи. К утру одна из них исчезла бесследно. Оставшуюся на поверхности моря шлюпку заливало водой. Наскоро сделанный плавучий якорь оборвался, при этом было утеряно единственное весло. С трудом удалось соорудить еще один плавучий якорь. Обессиленные моряки беспрерывно вычерпывали воду, но шлюпка оставалась полузатопленной. Перед рассветом в близком расстоянии прошло неизвестное судно. Ни крики, ни сигналы не привлекли внимания.

         «Через восемь суток, — как впоследствии рассказал второй помощник Генри Мак Дональд, — в шлюпке оставалось 5 человек, два матроса первого класса, один второго, пассажир и я. Все пили морскую воду и были настолько истощены, что находились в полусознании и дремали. Я пришел в себя от укуса пассажира за ногу. Он сошел с ума. С трудом отбросил его и встал. В это время прямо на нас шел пароход. Мы были подняты на борт «Бритиш Скипетр». Нам оказали помощь. Сумасшедший пассажир и матрос второго класса вскоре умерли. Мы трое оправились только тогда, когда зашли на остров Св. Елены. Что касается меня, то никогда раньше я не был так близко к смерти, как в то время, когда находился на шлюпке».

         Так завершилась трагедия «Костпатрик», унесшая 470 человеческих жизней. Гибель людей была неизбежна, так как все спасательные шлюпки «Костпатрика» могли взять немногим больше половины пассажиров. В те времена суда плавали с неполным комплектом спасательных средств. Только в 1889 году судовладельцам было вменено в обязанность снабжать суда достаточным количеством шлюпок. А значительно позже в 1930 году Конвенция об охране человеческой жизни на море  подтвердила это. Гибель людей на «Костпатрике» стала вехой в борьбе с корыстолюбием и жадностью судовладельцев, точно так же, как борьба за установление достаточного надводного борта и отмечающую его грузовую марку. Как известно, ее защитником,  потратившим десятки лет своей жизни, был Самьюель Плимсоль, имя которого увековечено наносимым на борта каждого судна кругом «Плимсоля». Об ожесточенной борьбе за  введение этого гуманного начинания свидетельствует и тот факт, что для судов США круг Плимсоля был принят только в 1930 году.

         В настоящее время принимаются всевозможные меры для обеспечения безопасности мореплавания, совершенствуется техника судовождения, но потери торгового флота еще велики.

 И. Манн. Журнал «Морской флот», прошлый век.

     Как часто мы прибегаем к советам подруг или просто посторонних людей, когда нам тяжело разобраться самим в житейских ситуациях. Я обычно выслушиваю молча, обдумаю все что услышу, и тогда поступаю по своему усмотрению. Не всегда советы подружек приносят пользу, иной раз поддашься им и потом всю жизнь мучаешься оттого, что поступила не так, как хотелось самой. Гораздо интереснее читать советы, не относящиеся прямо к тебе, но вполне подходящие под определенную ситуацию. На сайте relation1.ru такие советы можно получить, житейская мудрость, так сказать. Вполне возможно, что вы тоже найдете там что-нибудь для себя, сколько же можно учиться только на своих ошибках, может стоит прислушаться к другим.

Написать комментарий