Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Крепости под парусами

Автор Admin Опубликовано: Октябрь - 4 - 2013

Крепости под парусами

         Лавирующие суда норманнов вызывали в Европе удивление, а затем им стали подражать. Уже тогда существовали скоростные и не скоростные суда. Уже тогда существовали скоростные и не скоростные суда. Были гребные военные суда и парусные торговые, которые отличались более высокими бортами и надстройками на носу и на корме.

         В XII-XVII веках Европу терзали феодальные войны. Сотни графств, герцогств, королевств беспрерывно сражались друг с другом. Бесчисленные границы пересекали торговые дороги на суше. Море становилось главным путем для перевозки грузов. Торговля пряностями, мехами, винами и другими заморскими продуктами приносила баснословные прибыли. Но и на море было неспокойно. Из-за любого мыса могли появиться и напасть на корабль пираты. Для того, чтобы защитить от них судно, в его носу и на корме строили площадки для лучников, которые в дальнейшем были заменены деревянными многоэтажными башнями с зубчатыми ограждениями наверху. С этого места лучникам удобно было разить врагов, но перед ударами морских валов, накатывавшихся на палубу, сами башни были беззащитны. Поэтому их начали крепко «привязывать» к бортам, а в дальнейшем плотно присоединять к корпусу. Таким образом, башни превратились в надстройки.

         Вначале  парусные суда были одномачтовыми. Большой прямой парус состоял из двух частей, соединенных горизонтальной шнуровкой. При усиленном ветре шнуровка перерезалась, и нижняя часть паруса падала. Длина реи была больше ширины судна. В XV веке начинают появляться трех- и четырехмачтовые суда, хотя их длина не превышала 50-60 метров. Фок-мачта устанавливалась на баке, значительно выступавшем за носовую часть корабля, грот-мачта – в колодце между надстройками, а бизань – на юте. На фок- и грот-мачтах по-прежнему поднимался один большой прямой парус, на бизань-мачте – косой. Одной из особенностей этих судов были дополнительные наружные шпангоуты, которые, хотя и увеличивали прочность, но значительно снижали скорость.

         Ко времени перехода к многомачтовым судам относится и изобретение руля, прикрепленного к прямому ахтерштевню. До этого парусники управлялись рулевым веслом, укрепленным сбоку. Однако при постоянном крене  судна то на один, то на другой борт рулевое весло или зарывалось в воду, или «хлопало по воздуху». Установка руля сыграла существенную роль и в развитии надстроек.

         Сначала руль управлялся горизонтальным рычагом – румпелем, который занимал нижний ярус кормовой надстройки. При этом рулевой не мог наблюдать за курсом судна – ему мешали надстройка на носу. Поэтому рулевое управление вскоре перенесли на ярус выше, и румпель стали поворачивать с помощью кольдерштока – вертикального рычага, шарнирно укрепленного на палубе надстройки, охватывающего своим нижним вилкообразным концом переднюю часть румпеля. Перекладывая кольдершток, рулевой поворачивал руль.

         Только в XVIII веке на смену этой конструкции пришел штурвал с тросовым приводом к румпелю. Наличие рулевого устройства способствовало увеличению размеров кормовых надстроек. Был период, когда их стали делать не только над кормой, но и рядом с ней в виде двух- и трехярусный галерей.

         С середины XVI века стали строить суда с плоской кормой. Это позволило увеличить их ширину в кормовой части и высоту надстроек.

         Существенную роль в развитии судов сыграла… артиллерия. В начале XIV века на кораблях появились пушки, которые на первых порах размещались только в кормовой надстройке. Однако установка на борту тяжелых орудий потребовала усиления корпуса, в первую очередь – палуб, что позволило строить трех- и четырехмачтовые суда с большим парусным вооружением.

         Характерная особенность парусников того времени – большой завал бортов, позволяющий сместить пушки к середине судна, затруднить абордаж, и громоздкие многоярусные надстройки в носу и на корме. На таких судах – каравеллах и каракках, скорость которых достигала всего 5-6 узлов, совершали плавания Христофор Колумб и Васко да Гама.

         На сохранившихся изображениях кораблей видно, что на грот-мачте имелось уже два яруса парусов. Уменьшение их площади по-прежнему достигалось «отшнуровкой» нижней части. В дальнейшем на судах, плавающих в Индию, часто устанавливали два яруса парусов на фокмачте и косые паруса на гроте и бизань-мачтах. Тогда же начали применять прямой блинд-парус под бушпритом.

         В эпоху парусного флота экипажи были весьма многочисленны. Так, в экспедиции к бразильским берегам, покинувшей Португалию 9 марта 1500 года, принимали участие 13 судов с полуторатысячным экипажем.

Продолжение следует…

 «Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

razdelitel

Я не большой любитель зимних видов спорта в том смысле, чтобы самой ими заниматься. Но всегда любила смотреть фигурное катание и соревнования по горнолыжному спорту. Знаю что для многих спуск на лыжах с горы является не просто спортом, но и активным видом отдыха. Для таких представителей человеческого рода Болгария горнолыжный отдых превратит в незабываемое времяпрепровождение. Сравнительно недорогой тур  по европейским стандартам будет приятным приобретением для жителей стран СНГ со средним достатком.

 

Написать комментарий