Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

На рейде Туапсе-2

Автор Admin Опубликовано: Апрель - 18 - 2012

На рейде Туапсе-2

         Видя безысходное положение экипажей, оказавшихся на левом берегу реки Туапсе, генерал Раевский приказал установить батарею на правом берегу, чтобы ее огнем защитить моряков.

         Около полудня 31 мая русским батальонам удалось переправиться на противоположный берег, отогнать горцев.

         Но самая трагическая судьба оказалась у парохода «Язон», надеявшегося с помощью 150-сильной машины, не поднимая якорей, устоять против разбушевавшейся стихии. Однако корабль начал дрейфовать, а затем его залитого водой выбросило на мель в 40 метрах от берега, на глубине чуть больше полуметра. Команда всю ночь провела на вантах и мачтах. Но на пароход в довершение всего бросило купеческое судно, и люди с мачт и вант были сброшены в бушующее ночное море. Спасшийся матрос рассказал, что экипаж погиб.

         Однако с рассветом из лагеря увидели, что на рангоуте и такелаже грот-мачты висело еще много матросов. На берегу решили бросить на пароход ручную гранату с проводником, но она упала, не долетев до корабля. На глазах всего лагеря несколько человек были смыты с вант одним огромным валом…

         Но даже в такой обстановке моряки не теряли самообладания. Один из офицеров находился у самой воды, где его беспрестанно заливало. Увидев выше себя матроса, спокойно сидящего на вантах, он попросил, чтобы тот подал ему руку и помог подняться повыше. Матрос, а это был георгиевский кавалер 39-го экипажа марсовый Ягунов, не только помог офицеру, но и уступил ему свое место. И судьба вознаградила моряка за столь великодушный и мужественный поступок. Смытого огромной волной с только что занятого места, его выбросило на берег.

         К вечеру ветер начал стихать. С парохода бросился в воду артиллерийский унтер-офицер Качапин с зажатым в зубах канатом и добрался до берега, где потерял сознание и… челюсти. Жертва этого человека оказалась неоценима для судьбы сослуживцев: многие из оставшихся спаслись по этому самому канату.

         Через некоторое время начало уменьшаться и волнение. К этому моменту на пароходе оставались только трое: командир капитан-лейтенант Я.Ф. Хомутов, старший офицер лейтенант Г. И. Данков и марсовый матрос. Последние два хорошо плавали и не сомневались в спасении. Много труда стоило им уговорить командира покинуть судно раньше их в уцелевшей шлюпке и на ней добраться до берега. Наконец с трудом капитан спустился в шлюпку, и его без чувств вытащили из прибоя. Вслед за ним выплыл и матрос. Оставалось спуститься с вант Данкову, но он запутался ногами в вантах и, повиснув вниз головой, так и погиб от ударов о мачту. Кроме Данкова, на «Язоне» погибли лейтенант П. Е. Бефони – сын начальника артиллерии Черноморского флота, мичман Ф. И. Горбаненко и 43 матроса.

         Все погибшие с военными почестями были преданы земле на берегу моря в том месте, где оно столь жестоко обошлось с кораблями Черноморского флота.

         Докладывая об этих событиях военному министру генерал-адьютанту Чернышову, Н. Н. Раевский писал: «Я — не моряк, но следующие рассуждения принадлежат всякому: если бы из 13 судов, здесь стоявших, спаслось хотя бы одно, то можно было бы думать, что другие не приняли должных мер для спасения, но они погибли все».

         Впоследствии Туапсинский рейд неоднократно  бывал свидетелем морских трагедий, но столь жестоко море за последние полтора века не проявляло свой нрав еще никогда.

Г. Салов. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

         В наше время как никогда практически по любому важному поводу требуется консультация адвоката. С таким интенсивным изменением законов в государствах постсоветского пространства, без квалифицированной помощи просто не обойтись. Правда и стоят их услуги недешево, но это, как говорится, уже издержки нового времени.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

Написать комментарий