Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Наследники «Наутилуса»

Автор Admin Опубликовано: Апрель - 30 - 2016

Наследники «Наутилуса»

           Древние историки Антипатор Сидонский, Геродот, Плиний Старший и другие  рассказали в своих трудах о вавилонских и ассирийских воинах, которые передвигались под водой на бурдюках, наполненных воздухом; о специальном отряде водолазов древнеримского военного флота, среди которых были подводные разведчики, саперы, связные. Интересно, что они привязывали на руку тонкую свинцовую пластинку, на которой острым предметом записывали сведения о противнике, приказ или донесение.

            О длительном пребывании под водой свидетельствует и рисунок на античной вазе: отважная гречанка вместе со своим отцом подплывает под водой к судам противника и обрезает якорные канаты его кораблей. Остальное довершает внезапно налетевший шторм. Кроме этого, на вазе изображены древние ныряльщики, дышащие в воде через тростинку.

            Известный специалист подводного плавания Жан-Альбер Фоэкс так писал о древних ныряльщиках: «История человека под водой имеет мало общего с историей человека на море. Погружение и мореплавание надо рассматривать порознь. Герой кругосветное плавания Улисс, навигаторы глубокой древности – финикийцы, испанцы – открыватели Вест-Индии и обеих Америк, смельчаки, огибавшие мыс Горн, страшились соленой воды… А погружение в пучину вод, добровольный шаг в чужую стихию, просто не поддавался воображению. Чтобы решиться на это, человеку нужен был какой-нибудь мощный толчок, неодолимая тяга… и неистовая страсть».

            Только в эпоху Возрождения появляются первые упоминания о подводных лодках. Один из крупнейших ученых Френсис Бэкон писал, создавая в своем романе «Солнечный город» Новую Атлантиду: «Есть у нас суда и лодки для плавания под водой и такие, которые выдерживают бурю».

            С тех пор прошли сотни лет. Шаг за шагом, метр за метром покоряют люди подводные глубины, преодолевая встречающиеся на пути трудности. Перед ними стоят грандиозные задачи, имеющие важное практическое значение – исследование биологических, минеральных и энергетических ресурсов Океана. В последние десятилетия было построено свыше сотни подводных аппаратов, подготовлены группы аквалангистов, которые приступили к изучению подводных богатств.

            Знаменитое «Ныряющее блюдце» Ж.-И. Кусто 15 лет назад было единственным автономным подводным аппаратом для исследования небольших и средних глубин. Образцы, собранные им, позволили лучше узнать жизнь океана. Фильмы, созданные  Ж.-И. Кусто и его товарищами, познакомили зрителей с обитателями глубин.

            Об интересе к подводному миру свидетельствует успех Всемирной специализированной выставки ЭКСПО-75 на острове Окинава. Свыше 30 государств, в том числе СССР, ГДР, Болгария, Куба, Япония, Испания, Австрия, Канада, Англия, Бразилия, участвовали в ней. Интересно было в японском павильоне, где посетители, спустившись в подводные галереи, могли наблюдать жизнь рыб в естественных условиях.

            С этой же целью построена и первая подвесная подводная дорога «Телескаф», неподалеку от Марселя. Длина ее канатов – более 1000 метров; глубина погружения кабины – прозрачного водолазного колокола с аварийным люком – около 15 метров. Круговой рейс, во время которого туристы обозревают подводный мир, длится 15 минут.

            Путешествие под воду можно осуществить в полиакриловом прозрачном шаре диаметром около трех местров, который спускают с американского судна-катамарана «Си-Си». Перед наблюдателями, находящимися в этом шаре, открывается вид на заросли исполинских водорослей, среди которых скользят угольно-черные и серебристо-блестящие рыбы. Особенно впечатляет окраска струй морского течения, когда прозрачная голубая вода сменяется  полупрозрачной зеленой или интенсивно-синей.

            Но, конечно, несравненно больший интерес вызывают у туристов путешествия на подводных кораблях. Сквозь иллюминаторы они смогут обозревать живописные подводные ущелья, дно морей и океанов, причудливые растения и водоросли, наблюдать за хороводами диковинных рыб.

            Наиболее известным подводным туристским судном является мезоскаф «Огюст Пиккар», спроектированный Жаком Пиккаром. Длина мезоскафа – 28,5 метра, водоизмещение – 220 тонн. Пост управления размещен в носу, электромоторы – в корме. Средняя часть занята пассажирским салоном, рассчитанным на 40 человек. Наблюдения за подводным миром осуществляются через 40 иллюминаторов. Кроме того, при помощи поворотной подводной телекамеры, расположенной на верху корпуса, на  внутренние экраны телевизоров передаются красочные картины царства Нептуна. Скорость подводного хода достигает 6 узлов, автономность плавания – двое суток.

            Мезоскаф «Огюст Пиккар» имел большой коммерческий успех: его эксплуатация только в Швейцарии дала 1 миллион франков прибыли. Причина популярности этого судна заключается в максимальном обеспечении безопасности плавания. С устройствами, гарантирующими аварийное всплытие, туристов знакомят перед началом путешествия. Такие сведения, безусловно, помогают преодолеть психологический барьер и болезненно совершить подводный рейс.

            С именем семейства Пиккаров – отца профессора Огюста Пиккара (1884-1962 гг.) и его сына Жака Пиккара – связаны исследования морских глубин на протяжении более полувека.

            Огюст Пиккар был первопроходцем, проникшим и в стратосферу, и в океанские глубины. Его труды стали достоянием всего человечества, как и созданное им совершенное подводное судно для исследования больших глубин – батискаф.

            По пути отца пошел и Жак Пиккар. Кроме прогулочного мезоскафа «Огюст Пиккар», он создал подводную автономную лабораторию «Бен Франклин», на которой в июле-августе 1969 года проплыл более 1500 миль по течению Гольфстрим. С полным правом можно сказать, что этот рейс – прообраз дальних маршрутов подводного туризма.

Продолжение следует…

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.

Написать комментарий