Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

«Романтика» морских будней

Автор Admin Опубликовано: Декабрь - 3 - 2013

«Романтика» морских будней

         Наименования парусов, до сих пор вызывающие священный трепет в сердцах романтиков моря, складывались постепенно, по мере развития флота. Они образуются от названия мачт: носовая именуется фок, средняя – грот и кормовая – бизань. Самый нижний парус называется так же, как мачта, ко второму снизу ярусу парусов добавляется слова «марсель», к третьему – «брамсель», к четвертому – «бом-брамсель». Просто, не правда-ли?

         А как гордо звучит: «Убрать грот-брамсель!»

         Нельзя, однако, забывать, что за этими словами крылась опасная и напряженная работа матросов торгового флота, чьи рейсы через океан продолжались три-восемь месяцев. Рабочий день длился 12 часов в сутки. Четыре часа матрос стоял на вахте, четыре – отдыхал. Более трех часов кряду он в плавании спать не мог.

         Жили моряки в полутемном кубрике на носу корабля. Свет сюда проникал только через входной тамбур. В качестве столов, стульев, шкафов использовались матросские сундучки. В лучшем случае кубрик отапливался чугунным камельком. Питались матросы несвежей пищей, сухарями, пили чаще всего тухлую воду. Обычное меню: три раза в неделю гороховый суп, четыре раза – бобовый. Вдобавок к густому супу полагался кусочек солонины с душком и одна-две картофелины, сваренные  «в мундире», или «гаш» — та же солонина, размолотая вместе с картошкой. Утром и вечером им давали жидкую кашу и «бутерброды со шкворнем». Так называли сухари за то, что разбить их можно было только топором. Вместо сахара матросы получали патоку. По воскресеньем – праздничный пирог из затхлой крупы или «неразгрызаемые» галеты из муки грубого помола.

         И в довершение – телесные наказания: от линька боцмана до «килевания» (протаскивание на веревке под килем фрегата). Даже в официальном «Уставе купеческого судоходства по рекам, водам и морям» говорилось, что «Судовщику запрещается… над судовым служителем телесные наказания в иных случаях… окроме неукоснительного сохранения корабля… И то в таком случае дать не более 5 ударов веревкой или хлыстом».

         Море было жестокой жизненной школой. А морская стихия, грозная и переменчивая, делала морскую службу тяжелой и полной опасностей. Это породило во времена парусного флота множество различных легенд и суеверий. Прислушивались к ним буквально с момента сооружения парусника. Например, для его постройки «рекомендовалось» использовалось несколько… краденых бревен. По мнению знатоков, это обеспечивало хорошие мореходные качества корабля. Особенно соблюдались суеверия в отношении ветра, столь необходимого для парусников. Способов «вызвать» ветер было немало во всех парусных флотах и флотилиях мира, включая и такой «проверенный», как посылка к мачте марсового, обязанного высвистеть его.

         С морскими суевериями тесно связано и украшение корабля. Разные фигуры и щедрая их позолота были неотделимы от хорошего судна, ими гордился весь экипаж – от капитана до юнги. Считалось, что украшения умилостивят грозного Нептуна и обеспечат кораблю безопасное плавание. Носовые фигуры, захваченные с вражеского судна, расценивались как один из самых почетных трофеев, приравнивались к захвату воинских знамен. Недаром в те времена ни один моряк не хотел наниматься на корабль, сменивший название или носовую фигуру – знак, по мнению экипажа, не предвещавший ничего хорошего. Вплоть до XIX века носовые фигуры оставались неотъемлемой частью и торговых судов, и боевых кораблей, ходивших под парусами. В портах существовали специальные мастерские, изготовлявшие носовые украшения.

         Когда на смену парусникам пришли пароходы, изменился и внешний вид корабля. Он стал более рациональным, элегантным, стремительным и упрощенным с точки зрения архитектуры.

         В последние годы некоторые судовладельцы вновь вернулись к старым декоративным формам, к забытой символике прошлого. По их мнению, это поможет преодолеть «безликость серийной постройки». Так, все суда из серии танкеров, строящихся ныне на французской верфи Сен-Назар, будут иметь ярко раскрашенные резные носовые фигуры.

         В 1869 году на судоверфи «Скотти Линтон», на реке Клайд, был спущен на воду парусник «Катти Сарк».

         Его нос украшала вырезанная из дерева фигура Нэнси – героини одного из произведений Роберта Бернса. Великий шотландский поэт и не предполагал, что прозвищем «катти сарк» — короткая рубашка – назовут одно из лучших судов парусного флота, и Нэнси будет долгие годы бросать вызов Нептуну своим поднятым кулачком. Судно прославилось на чайных и шерстяных перевозках из китайских и австралийских портов в Англию. Долгие годы оно было одним из самых быстрых парусников.

         В России резьбой занимались издавна. В адмиралтействе даже существовал чин «резных дел мастера». В донесениях нередко встречались такие выражения: «поспешаем с убором корабля», «резьбу со всяким поспешанием исправляют… для чего бывают при работах и в воскресные дни».

         Долгое время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было три резных дел мастера: два живописных и один малярный, с учениками и подмастерьями, которых насчитывалось несколько сот человек. Помимо резьбы, они разукрашивали суда в желтый, голубой, синий или зеленый цвета, а позднее – в черно-белый. Русские суда высоко ценились на мировом рынке и охотно покупались судовладельцами.

         На богатом лесом русском Севере издавна шло строительство судов. Еще в 1963 году, во времена пребывания в Архангельске, Петр І посетил верфи братьев Батениных. Для него здесь была построена двенадцатипушечная яхта.

         Продолжительность службы русских судов благодаря применению выдержанного леса, высококачественных пеньки и льна достигала 25 лет. Центрами судостроения Севера являлись Архангельск и Соловецкая крепость-монастырь, известные своими шхунами, раньшинами, ладьями. До настоящего времени сохранились там сухие наливные доки для судоремонта, построенные 175 лет назад.

         Шхуны – двухмачтовые суда с косыми гафельными парусами использовались для зверобойного промысла в районах Новой Земли и Шпицбергена. Плавали они вокруг Скандинавии и Англии и ходили до Петербурга. Водоизмещение шхун достигало 800 тонн.

         Значительным своеобразием отличались раньшины. Округленные формы и особо прочная конструкция этих судов позволяет считать их предшественниками современных ледоколов.

 

Продолжение следует…

 «Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

 

Написать комментарий